Планировали организовать оздоровительный центр для детей. Но устроили пансионат для пожилых людей. И не ошиблись.
Помощники
Едва наша машина остановилась у костанайского оздоровительного центра «Sun Vita», его главный врач Дулан Садвакасов вышел нам навстречу. Увидел гостей по камерам наблюдения, которые установлены как во дворе, так и в палатах пансионата. Понятно, такой контроль необходим: многие пациенты страдают забывчивостью, могут выйти и потеряться. «Но здесь не режимное учреждение, – подчеркивает Дулан Зейнулаевич, – те, кто при хорошей памяти, всегда могут прогуляться в город по делам. Часто приезжают родственники».
Это частный пансионат. Единственный в регионе. Коллектив не большой: шесть сиделок, четыре медсестры, приходящий терапевт, психолог, – но со всеми обязанностями справляются. Присматривают за своими подопечными круглые сутки. В прошлом году, когда я писала материал о пансионате, в нем проживало всего пять человек, сегодня 45. Половина пожилых людей – лежачие. В основном после инсульта, перелома шейки бедра, других травм и болезней.
«Мне хорошо»
Валентине Маляренко 77 лет. Родом из села Боровского. В первый раз дочь привезла ее в пансионат после операции, чтобы восстановить здоровье. Дома ухаживать было некому. А в пансионате соляная шахта, ингаляции, кедровая бочка, сауна, другие водные процедуры, массаж и лимфодренаж. Нужен укол или система – поставят. Валентина Ивановна быстро пошла на поправку. Пожила немного с дочкой и попросилась снова в пансионат.
– Мне здесь очень хорошо, – рассказывает Валентина Ивановна, принимая процедуру лимфодренажа. – Уход замечательный, общения много. Дочь не хотела меня сюда определять. Н я ее уговорила. Навещают конечно же.
Бабе Тане 95 лет. Она все быстро забывает, свою соседку считает дочерью. Не помнит, где ее дом. С гордостью рассказывает, что работала на обувной фабрике.
У Сергея Антоновича непростая судьба. Ему 87 с половиной лет, хотя выглядит моложе. 20 лет назад похоронил супругу, дочь забрала отца в Литву. Спустя годы мужчина снова оказался в Казахстане. Жил с сыном, пока тот не заболел. Его забрали к себе дети. А дедушку определили в пансионат.
– Что поделаешь, наверное, у меня судьба такая, – говорит Сергей Антонович. – Но я, в принципе, рад, что живу здесь.
Утро начинается не только с водных процедур, но и с медицинских манипуляций. Подопечным пансионата измеряют температуру, давление, уровень сахара, дают лекарства. Питание четырехразовое, особое.
– Потому что у многих проблемы с желудочно-кишечным трактом, – поясняет главврач Дулан Садвакасов. – Грубая пища исключена. Еще и по причине того, что почти у всех проблемы с зубами. Поэтому вместе с диетологом мы разработали специальное меню. Как-то нам один спонсор привез ящики овощей и фруктов. Мол, для ваших подопечных. Даже не назвал себя. Хочу сказать ему через газету спасибо!
Все, кто живет в пансионате, прикреплены к поликлиникам, однако ни одна патронажная медсестра своих подопечных в пансионате не навестила. Многие, кому положены бесплатные лекарства, за рецептами к врачу не спешат. Большинство и участкового врача не знают. Дулан Садвакасов сам узких специалистов приглашает. Если подопечным требуется операция, обращается в поликлинику. Порой приходится их хоронить.
Проблема и решение
– Большая часть наших подопечных не одинокие. У них есть дети, внуки, – говорит управляющая пансионатом Алена Севохина, – но они не могут не работать, в то время как за бабушками, дедушками нужен постоянный присмотр, уход. В Европе практика, когда родных в возрасте устраивают в пансионаты, существует давно. А у нас этому пока мешает психологический барьер. Многие считают, что поступать так неправильно, что это равносильно отказу, предательству, переживают, что подумают родственники, знакомые. Но это в корне неверно. Разве лучше разрываться между работой и уходом за родным человеком?! Изнашиваться физически, психологически, нанимать по объявлениям неизвестных людей, чтобы ухаживали за родственниками? Оставлять их большую часть дня наедине с телевизором, кошками, собаками?
Проблему могло бы помочь устранить государство, устроив достойного уровня работу по уходу за стареющим населением. Или хотя бы способствовать ее устройству на первых порах на принципах того же государственно-частного партнёрства. Имея в виду, что часть населения готова платить за уход за собой.
Взять ту же Германию, где живет много наших соотечественников. Там целая армия соцработников, которая ступенчато – дом, дальше при необходимости пансионат – обслуживает стареющее население. Причем подготовленная армия, которая сначала учится и только потом допускается к человеку.
Тот факт, что пансионаты для пожилых людей нужны, подтверждает популярность «Sun Vita», которая в течение года выросла настолько, что спрос превышает предложение. Главврач Дулан Садвакасов подумывает о расширении – площадь позволяет. Вот только со средствами проблема. Пансионат попробует в следующем году получить госзаказ на оказание паллиативной помощи и реабилитации.