Почему нельзя бороться с преступлениями против половой неприкосновенности, не рассказывая детям о них? Говорим на эту тему с руководителем общественного фонда «Дамыту» Ниной КОСЮК.
В поиске суррогата любви
– Нина Борисовна, возможно ли вообще как-то предупредить насилие в отношении детей?
– Дело в том, что у нас практически никто не говорит детям о том, как не стать жертвой преступления. В основном обсуждают, что дети должны быть заняты в летний период. Чтобы не совершали правонарушений и не возникало ненужных мыслей. У нас действительно высокие показатели и по суицидам, и по правонарушениям, и по преступлениям против половой неприкосновенности. И при этом у нас же очень много разводов. Всё это взаимосвязано. Когда мама с папой разводятся, то бесконечно ругаются. Ребенок предоставлен сам себе. У него нет базового доверия к миру и уверенности в завтрашнем дне, которую закладывают родители. Так появляются проблемы суицидального характера и так же – поиск суррогата любви. Когда ребенок может как сам стать жертвой преступления, так и совершить его.
– Есть ощущение, что у нас слишком большой перекос в сторону предотвращения аутодеструктивного поведения, но не ситуаций, когда ребенок может стать жертвой.
– Я согласна. Но я повторяю, что это результат ситуации в семье. Чем больше проблем у родителей – тем больше их у детей. Многие дети думают, пускай даже неосознанно, что если с ними что-то случится или если они что-то сделают, то мама с папой объединятся ради помощи им. И дадут наконец эту любовь, в которой он так нуждается. Пусть даже в виде криков и ссор. Если такое поведение у ребенка закрепится, то это может иметь страшные последствия.
Поэтому нужно говорить о профилактике разводов. Ребенок – это красная лампочка, которая показывает, что в семье что-то не так. Нельзя считать, что он существует в отдельном мире и взрослые проблемы его не касаются. Еще как касаются. Все дети, которые проходят через нашу организацию и которым мы оказываем защиту их прав в суде – из неблагополучных семей. Даже если со стороны все выглядит достаточно хорошо, при ближайшем рассмотрении перестает казаться таким благополучным. Нельзя назвать здоровой ситуацию, в которой папа постоянно на работе, а мама занимается только своими делами...
Для большинства – табу
– Как же рассказать детям о личных границах и о том, что некоторые вещи с ними делать просто нельзя?
– Если человек сам не получил нравственно-полового воспитания, то он и не знает, как об этом говорить. И в таком положении сегодня большинство родителей. Тема была и остается табуированной. Раньше мы приходили в школы и рассказывали о сексуальном воспитании. Но наше обучение извратили, стали говорить, что раз мы говорим о контрацепции, то призываем к началу ранней половой жизни. Но мы лишь говорили, что если уж так случилось, что половая жизнь все-таки началась, то нужно предохраняться.
Сейчас работаем с педагогами-психологами, рассказываем, как с помощью элементарных тестов определить, подвергался ли ребенок насилию. Несколько организаций в Алматы работают с родителями, и многие из них понимают, что эта информация нужна ребенку. Надеемся, что скоро будем проводить такую работу и в регионах. Потому что нельзя спасать детей от половых преступлений, не разговаривая с ними об этом.
Сейчас мы работаем с последствиями. Ребенка привели – мы защитили его в суде. Но надо ведь устранять первопричину.
– В мире тенденция: известные люди рассказывают, что они подвергались насилию. Многие – в детстве. И часто истории звучат как «мама не поверила, что отец или отчим это сделал». Как в этом случае быть?
– Наши женщины живут в такой ментальности, что так боятся потерять мужчину рядом с собой (отец ли это ребенка, официальный отчим или просто ее сожитель), что даже готовы обвинить ребёнка во вранье. Лишь бы этому не верить. Хотя когда специалисты начинают работать с этой женщиной, выясняется, что так или иначе она подсознательно понимала, что происходит. В европейских судах не проводят освидетельствования на предмет того, врет ли ребенок. Там придерживаются концепции, что ребенок не может придумать того, чего с ним не случалось. Потому что некоторых вещей он просто не знает. И не может придумать, что кто-то прикасался к его половым органам, если этого не было. У нас необходимо доказательство слов ребенка. И это не совсем правильно. Нужно выстраивать психологическую работу с потерпевшими. Потому что их количество накапливается....
– Получается, что все сводится к тому, о чем вы говорили в самом начале – осознанном отношении к созданию семьи и рождению детей.
– Да, конечно. Через Союз кризисных центров мы проводим семинары с молодежью. Обыгрываем ситуацию «мама, папа и ребенок». Все проникаются и начинают озвучивать вещи, которые в них были заложены в семье. И иногда это страшные вещи. Если у большинства из нас семья ассоциируется с любовью и заботой, то у кого-то со слезами, скандалами и насилием. И это страшно... Если не хотите, чтобы подобное случилось и с вашим ребенком, отнеситесь к вопросу создания семьи со всей ответственностью.
Не молчите!
В 2019 году костанайские полицейские выписали почти 6 тысяч защитных предписаний от домашних насильников.
Точная цифра – 5991 за 10 месяцев года. Это означает, что столько женщин Костанайской области попросили участковых оградить их от общения с мужчинами, которые применяли к ним насилие, и эта просьба была удовлетворена.
По данным управления местной полицейской службы Департамента полиции Костанайской области, это на 8,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Тогда таких предписаний набралось 5536.
Если же предписание на 30 дней не действует на мучителя, то оформляется административный протокол. В этом году в области зарегистрировано 3495 административных правонарушений по линии бытового насилия. В лидерах города Костанай, Рудный, Лисаковск.
– Участковые ведут постоянную работу, заранее выявляют лиц, склонных к правонарушениям, и следят за ними, – говорит заместитель начальника управления Женис Бисембаев. – Кроме того, тесно работают со школами на своих участках, где тоже получают информацию о ситуации в семьях. Мы призываем женщин не молчать о фактах насилия и сразу же обращаться к участковому. Номер 102 – первая помощь во всех ситуациях, когда ваши права нарушают.