9 декабря Владимир Путин и Владимир Зеленский впервые могут встретиться лицом к лицу. Чего ждать от встречи, которая может состояться в рамках «нормандского формата» в Париже через четыре дня?
Россия
«КН» спросили мнение у российского общественного и политического деятеля Николая СТАРИКОВА.
– Николай Викторович, скептики считают, что в лучшем случае президенты договорятся об обмене пленными «всех на всех», а также решат газовый вопрос. Оптимисты верят, что эта первая встреча станет началом оттепели в отношениях государств. К какому мнению склоняетесь вы?
– Я думаю, что президенты России и Украины не смогут договориться об обмене пленными. Просто потому, что в России нет пленных и обменивать России совершенно некого. Президент России, как политик с огромным авторитетом, может попросить руководство ДНР и ЛНР осуществить определенные шаги в отношении лиц, попавших в плен в ходе гражданской войны. Но договариваться нужно с представителями ДНР и ЛНР. Впрочем, как и по всем остальным вопросам, которые касаются прекращения боевых действий и окончания гражданского конфликта на Донбассе.
– Кроме Крыма какие болевые точки вы бы отметили в конфликте России и Украины?
– В Москве и Киеве совершенно по-разному оценивают происходящие на Донбассе события. В России уверены, что там идет гражданская война, которая стала следствием госпереворота 2014 года, а у Украины и России никакого вооруженного конфликта нет. В отличие от украинских политиков, которые «воюют» с Россией много лет. При этом, согласитесь, достаточно странно, что до сих пор не объявлено военное положение и, собственно говоря, состояние войны с Россией.
Еще более удивителен факт, что после многолетнего конфликта, как говорят в Киеве, президент Украины готов встретиться с президентом России. Наверное, если бы война продолжалась или началась когда-либо, это было бы невозможно. Что касается Крыма, это тот вопрос, после которого другие разговоры с представителями Киева становятся абсолютно бессмысленными. Поэтому, если Зеленский захочет немедленно и сразу завести общение в тупик, то он начнет говорить о Крыме...
– Крым – самый большой камень преткновения, можно сказать даже, что это гора. Кроме этого, Киев отказывается предоставлять Донецкой и Луганской областям особый статус и амнистию ополченцам. Обсуждается ли в среде политологов какой-то компромисс, который сможет вывести стороны из этой патовой ситуации?
– Этот вариант уже давно обсуждается. Я уверен, что со временем он будет обсуждаться больше и шире. Этот вариант – воссоединение России и Украины... Немедленно прекратится война, немедленно будет решен вопрос Крыма и все остальные вопросы. Другого способа решить проблему я не вижу.
– Вряд ли когда-либо украинская политическая элита согласится на это.
– Тогда война на Донбассе, к сожалению, продолжится до тех пор, пока на Украине не придет к власти другая политическая элита, а сегодняшняя не уедет жить в Канаду...
Донецк
Петр НИКОЛАЕВ, молодой житель Донецка. Уже в осажденном городе он поступил в медицинский университет и окончил его в этом году. Теперь он работает врачом.
Весной 2014 года в его частный двор упали три 20-мм снаряда, пущенных с вертолета МИ 24. (Тогда авиация Украины еще имела крылья). В Интернете Петр опубликовал снимки – скоро фотографии и видео боевых действий на Донбассе перестанут кого-то удивлять. Тогда же газета впервые связалась с молодым человеком. Прошло почти шесть лет, и «КН» вновь написали Петру.
– Какое настроение у жителей города?
– Настроение людей: поскорее бы это всё уже закончилось. Теперь никто не видит смысла в этой войне.
– Обстрелы города по-прежнему ведутся?
– Снаряды в центре не рвутся. На окраинах тоже почти тихо. Хотя иногда какая-то залётная мина может и прилететь. Но такого уже не припомню, за последние пару месяцев так точно.
– Какие цены на продукты?
– Цены на продукты и товары – российские. Бензин 92 по 43 рубля, 95-й по 46 рублей. Хлеб 15 рублей в среднем. Квартиры почему-то начали дорожать. Сейчас двушка в хрущевке в центре стоит в районе 20 тысяч долларов. Если речь идёт о новострое, то уже где-то 30-40 тысяч. Зарплаты летом повысили – на 30% в среднем. Теперь вместо 4-5 тысяч люди получают 5-7 тысяч рублей.
– Верно, люди уезжают по-прежнему?
– Да вот как-то неоднозначно. Из знакомых несколько человек уехали летом. Но машин в городе очень много стало. Такое ощущение, что часть людей вернулась.
– А люди обсуждают встречу Путина и Зеленского? И вообще, как в Донецке относятся к новому президенту Украины?
– Нет, тут уже перестали что-либо обсуждать, надоело. Разве что пенсионеры. А к Зеленскому относятся настороженно...
Слуга народа
Владимир ЗЕЛЕНСКИЙ обозначил свои приоритеты перед встречей в Париже:
1. Я хочу говорить о возвращении, деоккупации Донбасса с какими-то более-менее четкими сроками. Я буду поднимать этот вопрос.
2. Мы хотим всех наших людей вернуть домой, к родителям. Я тоже хочу говорить – когда. Если всех, то когда? (про украинских военнопленных).
3. Мы должны говорить о возможности, когда там не будет никаких вооруженных формирований, проведения местных выборов. Начало этого разговора мы должны сделать(о выборах на Донбассе).
Как Донбасс оказался зажат между Россией и Украиной, так и Зеленский испытывает давление. Прогрессивные силы Украины требуют окончания войны и активных шагов к миру. Агрессивный националистический блок подозревает Зеленского в потакательстве интересам России. Но очевидно, что без России установить мир на востоке Украины не получается. Два вектора расходятся. Слуге народа или придется стать слугой двух господ, или же придумать новый путь.
Пока же, по данным опроса Киевского международного института социологии (КМИС), рейтинг поддержки населением Зеленского упал с 73 процентов в сентябре до 52 процентов на конец ноября.
Встреча в Париже станет для Зеленского трамплином или перманентным (таким же, как война в Донбассе) скольжением вниз?
P.S. Житель Донецка Петр Николаев пошутил: «Есть примета загадывать желание, когда стоишь между тезками. Я бы хотел пожелать: «Поскорее бы это всё уже закончилось!». Услышит ли большая политика маленьких людей? Вопрос риторический.
Фото kyiveuromarathon