В музыкальной среде Костаная Владимира БАКАУШИНА знают практически все. В прошлом гитарист легендарного ансамбля «Зеркало», ныне он гитарный мастер, для которого создание сложнейших инструментов – всего лишь хобби.
Математика звука
Небольшая мастерская, в которой у всякой вещи свое место. Катушечный магнитофон, красный вымпел передовика, а рядом – полки с инструментом, станок для покраски, современный гитарный комбик. Но вся эта перекличка эпох в одном помещении – только фон, на котором четко выделяются силуэты гитар, уже готовых и свежеокрашенных, электрических и акустических. Мастер, по его словам, здесь не трудится, отдыхает.
– Владимир, а как люди, которые хотят заказать гитару, о вас узнают? И с чего, собственно, началось это необычное хобби?
– Как узнают, не знаю, – отвечает хозяин мастерской, – но реклама мне точно ни к чему. У меня не конвейер. Хотя география распространения моих инструментов довольно широка: это разные города России и Казахстана. А началось все с детства. Сначала школьный ансамбль, группа «Зеркало», с которой объездил всю республику. А когда музыкальная карьера, так сказать, завершилась, ребята стали заниматься тем, что им по душе. Кто-то аппаратурой, кто-то организацией концертов, а я – в мастерскую. Подчеркиваю, для меня изготовление гитар – это просто хобби. Я бы не хотел, чтобы оно превратилось в работу.
Бакаушин отвечает за качество своих гитар. Поэтому решил ставить на них свой авторский знак – бренд «Baktrace». Недавно изготовленная акустика в руках мастера неожиданно запела. Владимир, легко сыграв на ней что-то из испанской школы, поясняет: все в этом инструменте – высшая математика. Расположение ладов выверено до десятых долей миллиметра, корпус выполнен из массива, осевая линия идеальна – только так рождается чистый звук.
Учиться на хорошем
Первую настоящую гитару Владимир смастерил в семнадцать лет. Отправился на задворки мебельной фабрики и облюбовал кусок ясеня. Тогда и познал, что такое технология изготовления инструмента. И продолжает учиться до сих пор.
– Сегодня в магазинах Костаная можно купить гитары прославленных фирм: Yamaha, Fender. Уж у них, должно быть, звук что надо?
– Любую гитару, даже новую, нужно показать мастеру, чтобы он привел ее в порядок. Тут все индивидуально и зависит от многих факторов: кто будет играть на инструменте, какую музыку. Напрасно говорят, что учиться можно хоть на чем. Поэтому, если родители хотят купить ребенку гитару, будет лучше, если при покупке их проконсультирует знающий человек. Когда детей заставляют играть, и при этом инструмент абсолютно не пригоден для игры, они не только мучаются душевно, но и попросту калечат себе пальцы.
– Но ведь хороший инструмент и стоит хорошо?
– Первый инструмент не обязательно должен быть дорогим. Можно купить даже китайскую гитару и довести ее до ума. Кстати, порой гитары неизвестной китайской фирмы сделаны не хуже упомянутых фирменных инструментов.
– А вот говорят, что инструмент должен еще разыграться. Мол, через полгода или год гитара только приобретает хорошее звучание...
– Я бы сказал, что новый инструмент просто изначально нестабилен. Где-то надо настроить анкер, где-то повело деку. Со временем и струны ложатся на свое место, и анкерный стержень. Гитара привыкает к нагрузке и стабилизируется. «Разыгрывается» – не точное слово.
– Владимир, а вот у вас домбра, вижу, рождается...
– Домбры заказывают не реже, чем гитары. Приезжают даже из других городов. При кажущейся легкости устройства – это сложнейший инструмент. Как в плане исполнения, так и в плане изготовления. Посмотрите на ее корпус: он состоит из нескольких элементов. Каждую часть приходится выверять, гнуть так, чтобы она идеально сочеталась с соседними.
Чем сложнее, тем интереснее
– Сегодня повсюду инструменты из ламинированной фанеры, – говорит Владимир. – Будь то Китай или Индонезия, значения не имеет. Гитары, выполненные из массива, встречаются крайне редко и стоят недешево. Вот этот материал (показывает лист темного дерева) – южно-африканский махагон. Из него гнутся обечайки, задняя и передняя дека. Это настоящее стопроцентное дерево. Цены на инструменты из такого дерева начинаются от тысячи долларов.
– Над чем интереснее работать – над электрическими или акустическими гитарами?
– Чем больше сложностей в работе, тем с большей охотой я за нее берусь. Каждый инструмент делается под музыканта. Индивидуальная настройка, индивидуальные параметры. Профессиональный гитарист, который нуждается в инструменте, не пойдет в обычный розничный магазин. Ни в коем случае. Музыкант с именем всегда заказывает гитару у мастера. Представить себе ситуацию, чтобы Ричи Блэкмор, например, пришел и купил гитару, на которой играл Ангус Янг, просто невозможно. Разные стили игры, разные приемы, техника.
– Раз уж заговорили о Блэкморе и Янге, что слушаете для души?
– Классический хард-рок. Семидесятые годы. Навскидку – Kingdome Come, King Diamond, Led Zeppelin. То есть та музыка, в которой, собственно, есть, что слушать.
– Вы гитарист. Какие вещи играете в свободное время?
– У меня нет свободного времени...
Мурат ТЮЛЕЕВ
Фото автора,
Сергея Миронова, vk.com