Российская писательница Екатерина МАТЮШКИНА весьма популярна среди нынешних юных читателей. Это отмечают и костанайские библиотекари. Вопросы для героини этого интервью мы составляли вместе с ними.
Домики из книг
– Екатерина, с чего началось ваше знакомство с книгой?
– В детстве у нас дома была огромная коллекция богато иллюстрированных книг. Я помню, как вытаскивала их из запретного шкафа – там стояли дорогущие издания с живописью импрессионистов или «История костюмов Египта». Строила из этих книг домики. Родители, увидев это, ужасались и спешили спасать драгоценные издания.
– То есть знакомство началось вовсе не с чтения. Как вы считаете, можно ли приучить ребёнка к чтению в век компьютерных игр? Есть ли точка невозврата, после которой уже бесполезно пытаться?
– Никакой точки невозврата нет. Есть психологические особенности личности. Кто-то читает, кто-то не читает вообще. А к кому-то чтение приходит поздно. Я, например, самостоятельно прочла первую книгу в 11 лет, и только потому, что долго лежала в больнице, нельзя было вставать с кровати. До этого мне читали вслух родители. Но после одиннадцати я стала читать запоем, а в 14 лет уже запоем писала первые истории.
Есть простой рецепт: чтобы подросток начал читать, нужно предложить ему книгу о том, что его волнует сегодня – и он не сможет оторваться от чтения. А еще лучше, если эту книгу читает весь его класс, после прочтения у них будет общая тема для обсуждения.
– Почему детям нужны новые книги? Не проще ли каждому поколению давать читать Маршака, Чуковского, Драгунского?.. Да и издательствам выгоднее печатать проверенных авторов.
– Детям нужно и то, и другое. Новые авторы пишут современным языком. Мир меняется, и ребёнок должен свободно ориентироваться в настоящем. Но старые книги нужно тоже читать. Без классики никуда!
– Всегда ли в детских книгах должна быть мораль? Сегодня больше упор идет на развлечение.
– В развлекательных книгах тоже есть обучающий момент. Ребёнок в этих книгах изучает социальные взаимоотношения, учится на примере персонажей проходить стрессовые ситуации. Например, я, когда в детстве читала «Незнайку», поняла, что такое невесомость, биржа и акции, хотя книга написана в развлекательном приключенческом жанре.
Как довести читателя до слёз?
– Откуда вы знаете, что будет интересно читать детям?
– Есть множество мотивационных моментов, из-за которых читатель читает книгу, а главное, не бросает её на середине, а дочитывает до конца. Более 30 пунктов! Читателя нужно сразу заинтересовать тем, что будет в конце, и разжигать его интерес на протяжении всей книги. А чтобы это сделать, нужно знать законы построения сюжета и приёмы удержания читателя.
– Зачем вы этим тонкостям обучаете всех желающих, да еще и бесплатно?
– Мне хочется, чтобы наш писательский уровень поднялся, и нас читали бы по всему миру, а для этого нужно учить начинающих литераторов. Когда-то мне было очень трудно, я испытывала потребность учиться литературному мастерству, но в учебниках было слишком много воды и мало информации. Помогло режиссёрское образование, знание драматургии, начитанность и литературное чутьё.
Я стала изучать книги классиков и авторов, которые пишут бестселлеры. Оказалось, чем известнее автор, тем больше в его тексте литературных приёмов.
Вот про эти приёмы я и рассказываю, а также делюсь знаниями о построении сюжета, о работе с целевой аудиторией, о диалогах, о приёмах юмора, как довести читателя до слёз... Всё это можно найти на моём блоге (vk.com/knigotomia). Скоро будет и учебник. Есть задумка: организовать Союз для людей, занимающихся творчеством для детей.
– У вас не было мысли идти в депутаты, чтобы на самом высоком уровне продвигать мысли о популяризации чтения?
– Чтобы дети больше читали, я стараюсь писать интересные книги. Это самое большое, что я могу сделать.
Фанфики и стоп-сигнал
– Как вы относитесь к фанфикам (любительское сочинение по мотивам популярных оригинальных произведений)?
– Отлично! Фанфики – это творчество, а творчество я всеми силами поддерживаю. Фанфик – это отличный старт для того, чтобы понять, что ты можешь писать и что у тебя получается придумать историю. Но не стоит заигрываться. Фанфик, как ни крути, это вторичное произведение, где ты не являешься автором, а лишь используешь персонажей и мир, придуманный другим человеком. Важно в нужный момент сказать себе стоп и начать творить самостоятельно.
– Есть мнение, что сейчас растёт поколение, у которого нет привычки трудиться. Ведь можно жить не напрягаясь. Выигрывать призы за репост, а не в обмен на творческие или интеллектуальные потуги. Вы в своих интервью часто связываете свой успех с везением. А как же талант, упорный труд?
– Я работаю очень много – пишу, рисую, преподаю, встречаюсь с читателями, даю интервью, учусь, а кроме того, занимаюсь семьёй. Невозможно стать балериной, не занимаясь долгие годы у станка. Невозможно быть писателем, не проводя долгие часы у компьютера и книг. Моё везение лишь в том, что мои тексты понравились читателям. Я ведь могла и не найти свою аудиторию. Поэтому считаю себя счастливчиком!
– Когда вы поняли, что ваше творчество интересно абсолютно незнакомым людям, а не только домочадцам?
– Особо меня никто не поддерживал, кроме мамы. Молодым писателям подскажу: если вас не читают ваши друзья, это значит только то, что вы – не их автор, а они – не ваша целевая аудитория. То, что мой текст интересен, впервые мне сказала редактор издательства «Азбука» Евгения Тихонова. С её лёгкой руки началась моя карьера. Спасибо ей за то, что заметила рукопись среди тысяч других, что приходили к ним в издательство. А потом я читала отзывы в Интернете и поняла, что людям мои сказки нравятся. Но самое главное понимание пришло, когда книгу перепечатывали в первый год издания столько раз, что она дошла до 100-тысячного тиража.
Позовёте? Приеду!
– Писатели любят козырять своими регалиями. У вас есть награды?
– У меня нет наград и регалией, кроме того, что мои книги есть в каждой библиотеке страны. Общий тираж – 3 миллиона экземпляров. Чтобы получить награду, нужно отправить книгу на конкурс, и тема книги должна быть актуальной, социально значимой – например, истории о войне или дети из неблагополучной семьи. А я пишу развлекательную литературу, что не менее сложно, но почему-то считается несерьёзным делом, не достойным наград.
– Я читал, что вы начали писать сказки с 14 лет. Как подростку выдержать критику и не бросить писать?
– Если есть большая мечта, будут и испытания на пути к этой мечте. Если есть силы, то человек выдержит. Нет – свернёт с пути. Важно найти единомышленников, быть дипломатичным, не портить свою репутацию и стать хорошим профессионалом. С критикой сталкиваются абсолютно все авторы, особенно в начале творческого пути.
Писатель – очень сложная профессия. Нужно уметь себя мотивировать к работе ежедневно, ведь над тобой нет начальника. И цель – ставьте ее и двигайтесь к ее достижению. Поначалу не будет денег и восхищённых отзывов. Друзья и родственники чаще к идее быть писателем относятся критично. Но есть и огромные плюсы. Эта профессия помогает погрузиться в собственные миры и говорить с тысячами людей одновременно!
– В Костанайской библиотеке имени И. Алтынсарина много ваших книг. Библиотекари провели опрос среди читателей – ваше творчество обожают дети.
– К сожалению, не была в Костанае. Если будет приглашение от библиотек или книжных магазинов, обязательно приеду. Очень хотелось бы поговорить с костанайскими ребятами. Что они читают? Чем увлекаются? Что интересного происходит в вашем городе?
Артём УДОВИЦКИЙ, Челябинск – Костанай
Фото из личных архивов героев