В уходящем 2019-м в Качарском карьере АО «Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение» добыча железной руды достигла почти 14 миллионов тонн.
Это огромный успех всего коллектива горняков. В том числе экскаваторщика Абдумурада КОЖАНОЗАРОВА и начальника производственного отдела Александра МАЛЬЦЕВА.
«Умный карьер»
Качарский горно-добычный комплекс (КГДК) сегодня является одним из самых перспективных подразделений АО «ССГПО». Этот карьер дает почти половину всей добычи руды объединения. Именно с ним связан ряд инновационных проектов. В их числе так называемый «умный карьер».
Дело в том, что в прошлом году, в рамках юбилейного 25 Всемирного горного конгресса, при подведении итогов республиканского конкурса «Золотой Гефест» победу в номинации «Проект года» одержала автоматическая система управления горнотранспортного комплекса, внедренная в Качарском карьере. Благодаря ей обеспечивается точнейший оперативный учет, полная информация об использовании оборудования и, разумеется, она явно способствует повышению экономического эффекта.
В последние годы огромные средства вкладываются в модернизацию автотранспортной техники и горного оборудования. Взять хотя бы тот факт, что за 2019 год тамошний парк мощных карьерных машин был пополнен 11 новыми 90-тонными самосвалами Сaterpillar. Более того, появился действительно настоящий автогигант – 220-тонный самосвал «БелАЗ». А теперь рассматривается вопрос приобретения экскаватора с емкостью ковша 35 (!) кубометров. То есть, если говорить образно, для таких автотрудяг готовят соответствующую «ложку».
Особое восприятие
Вообще-то в этом карьере очень многое впечатляет. Допустим, параметры: сейчас его глубина составляет 465 метров, длина – 3 км 180 м, ширина – 3 км 160 м. А чтобы достичь дна этой «ямки», надо проехать немало километров по извилистому серпантину, по которому туда-сюда деловито снуют большегрузные самосвалы.
И для более понятной иллюстрации приведем небольшой пример: на одной из многочисленных площадок стояла пара автомобилей – маленькая машина заправляла дизтопливом огромный 130-тонный БелАЗ. Когда подъехали поближе, мы с коллегой переглянулись, ведь «малышом» оказался... КамАЗ, который на обычной автотрассе любой из нас всегда воспринимает, конечно же, как большегрузный автомобиль.
Начальник производственного отдела КГДК Александр Мальцев, который сопровождал нас в этой поездке, заметив наше недоумение, улыбнулся. А потом пояснил, что в карьере одновременно работает полсотни экскаваторов, почти столько же самосвалов, пара десятков бульдозеров, грейдеры и другая техника. Так вот, практически вся она, как правило, отличается огромными размерами. Да, мы это, разумеется, понимали. И тем не менее, когда приближались к очередному горному гиганту, все равно почтительно смотрели и на него, и, конечно же, на того человека, который управляет этой махиной.
«Второй дом»
Так называет кабину своего экскаватора Hitachi Сергей Чуклин. Прежде чем познакомиться с ним, мы, по разрешению нашего сопровождающего, подошли к ковшу остановившейся огромной машины. Александр Мальцев подсказал: объем ковша – 11 кубометров. И добавил, мол, не самый большой экскаватор. Ладно, спорить не стали и начали карабкаться по опущенной сверху длинной выдвижной лестнице, где нас ждал на площадке седой крепкий мужчина.
Когда вместе с хозяином подошли к двери кабины, возникла небольшая заминка: удастся ли нам всем тут поместиться? Сергей Анатольевич рассмеялся: «Ребята, не волнуйтесь, заходите». И оказалось, что для тройки довольно крупных мужиков здесь безо всяких проблем хватило места. Причем невольно обратили внимание на пол, который был покрыт аккуратно вырезанным паласом. Сергей Чуклин пояснил: «Так это же мой второй дом...»
Такие слова были вполне закономерными для горняка, который 38 лет своей жизни отдал этому карьеру. Пришел сюда сразу же после службы в армии и уже много лет входит в самое высококвалифицированное ядро коллектива. А в мастерстве Сергея Анатольевича мы смогли убедиться, когда к экскаватору подъехали карьерные самосвалы. Тут мы воочию увидели, как огромная машина может очень быстро и в тоже время аккуратно работать. Даже стало казаться, что это действовала автоматическая система с роботом. Но нет, просто этим экскаватором четко управлял Профессионал. Именно так, с большой буквы.
На первом плане – безопасность!
Этот фактор сразу же начинаешь ощущать, когда оказываешься в любой производственной зоне объединения. И Качарский карьер, конечно же, не исключение. Спецодежда и спецобувь, каска и защитные очки, неумолимое требование выполнения мер безопасности – все эти составляющие прочно вошли в жизнь горняков. Да и как иначе при специфике этого весьма сложного горнодобывающего производства!
Между прочим, когда мы подъезжали к спуску в карьер, заметили щит с надписью «Мастер! Обеспечь безопасность труда!». И довольно скоро поняли, что это отнюдь не формальность, а обязательное требование, продиктованное реальностью.
Один огромный организм
Именно так можно назвать Качарский карьер, жизнь которого не останавливается ни на час уже много лет подряд. И это подчеркнул Александр Мальцев.
– Производство карьера, – говорит он, – организовано круглосуточно, в три смены. И этот производственный процесс не останавливается ни в выходные дни, ни в праздники.
Кстати, коллектив Качарского горно-добычного комплекса довольно большой, он насчитывает свыше 2700 человек. Понятно, что здесь трудятся очень многие жители поселка Качар, рудничане, есть немало специалистов, которые приезжают из других областей Казахстана, работают по вахтовому методу. Причем в одну смену только в карьер спускается примерно триста человек – экскаваторщики, водители большегрузных машин, бульдозеристы и работники многочисленных участков, обеспечивающих стабильную работу этого сложного производства.
Что характерно, в карьере хорошо работает мобильная связь. Хотя, казалось бы, что она должна исчезнуть, когда спускаешься вниз даже на несколько десятков метров. Но тут Александр Мальцев указал на небольшое сооружение с солнечными панелями. Дело в том, что такие мобильные устройства способствуют стабильности связи, передавая сигналы для нескольких стационарных установок, окружающих весь периметр карьера.
А потом мы заметили на одной крупной площадке сразу несколько большегрузных грузовиков. Оказывается, здесь разместилась компрессорная станция. И как раз именно сюда всегда прибывает передвижной буфет. И, по словам его хозяйки Светланы Есимгалиевой, водители здесь кушают охотно.
* * *
Надо заметить, что Качарский карьер еще не достиг своей проектной производительности, которая должна подняться до планки 23-26 млн тонн руды в год! Но судя по всему, этот рубеж для качарцев вполне по плечу.