Номер её мобильного в округе знают все. И Татьяна ВОСКОБОЙНИК трубку берёт в любое время дня и ночи. Такая уж доля сельского фельдшера.
365 дней в году
Восемь утра, на улице темень. Петляем по аулиекольской Черниговке в поисках ФАПа. С виду обычный домик, но в окнах сияет гирлянда. Заходим – внутри наряжена ёлка, бумажные снежинки под потолком. «Уютно как дома», – мелькает в голове.
– Эта многолетняя традиция, – улыбается Татьяна Владимировна, встречая нас. – Ёлка стоит до самого Крещения. А это оригами на столике. Вера Трофимовна Евдокимова, 1937 года рождения, дарит нам свои изделия. Позитивная она у нас.
Татьяна Владимировна всех пациентов знает именно так – по именам и дате рождения. Она 36 лет работает в черниговском ФАПе. На ее руках выросло не одно поколение. Как-то в 1999 году, при свете керосиновой лампы пришлось даже роды принимать. Мальчик стал крестником фельдшера.
Спрашиваем: правда ли, что на звонки по мобильному даже ночью отвечает? Она смеётся: «24 часа в сутки, 365 дней в году! Даже кто уезжает из села, всё равно звонят, пишут, консультируются, а то и просто поздравляют с праздниками».
Медсестра, есть работа!
В детстве Татьяна мечтала стать врачом-травматологом, да отец далеко учиться не отпустил. Окончила костанайский медколледж, по распределению приехала в Черниговку. Был у нее шанс, признается женщина, поступить в медвуз, да пришлось выбирать между работой и любовью. Выбрала мужа. Из троих детей врачом стала дочь Екатерина.
Сегодня черниговский ФАП обслуживает 645 человек. Когда-то он был врачебной амбулаторией и следил за здоровьем еще трех ближайших поселков. Коллектив сплоченный не одним годом работы. Фельдшер, фармацевт, медсестра, водитель, санитарка. Есть вакансия детской медсестры. В ней нуждаются и школа, и ФАП.
Инициатива
Первой пациенткой в день, когда мы приехали, была Нина Гончаренко. Пришла на капельницу с фонариком, иначе до ФАПа не добраться (уличного освещения в селе нет). Затем подошла Раиса Белоусова, давление расшалилось. С той же бедой зашел Иван Леонов. Медсестра и акушерка Гульшат Байтасова измеряет давление.
– Такие молодцы девочки, со всей душой к нам, – приговаривает Раиса Белоусова. – Хоть ночью позвони – придут и еще пожурят, что терпела боль. Весь поселок Татьяне Владимировне благодарен. А аптекарша Леночка какая хорошая! Если срочно нужно лекарство, сама домой принесет хоть ночью, хоть в выходной.
Елена Юрченко – фармацевт аптечного киоска. У нее все нужные лекарства под рукой. Нет денег – и в долг даст.
Утро для всех сотрудников ФАПа начинается одинаково: в шесть часов зимой, летом – еще раньше: нужно успеть животину и птицу напоить-накормить дома. В день в ФАП за помощью обращается 10-15 человек. Пока нет дет- ской медсестры, патронаж за детьми до года Татьяна Владимировна ведёт сама.
Мы с ней отправились к семьям переселенцев. У одной мамы пятеро детей, у второй – четверо. Дети встречают врача улыбками. Еще бы, в последний новогодний патронаж Татьяна Воскобойник пришла к ним с новогодними подарками. Её инициатива.
Всем тепло
Когда-то в селе было совхозное отопление, в 90-е котельную продали, здание ФАПа хотели оптимизировать, выдав вместо просторного домика пару кабинетов в школе. Коллектив ФАП отстоял, хотя пришлось по очереди и днем, и ночью отапливать стены каминами. Когда в стране ситуация улучшилась, стало легче и черниговским медикам.
Десять лет назад ФАПу печку с моторчиком купили. Теперь здесь тепло. И главный хранитель тепла – Айна Гулаева. Мама пятерых детей работает без выходных и праздников. В три ночи идет топить ФАП, чтобы к шести домик прогрелся. В семь бежит домой – младших в школу собрать, управиться по хозяйству. Затем снова в ФАП. Это ее руками сделаны бумажные гирлянды и снежинки. Она и звезду для елки из упаковочного пакета и гирлянды ночью мастерила. Вот у кого оптимизму бы поучиться.
В прошлом году в ФАПе установили компьютеры, что существенно облегчило работу медикам. Нового оборудования не предусмотрено. В свое время, когда оснащали ФАПы, в Черниговке была врачебная амбулатория, а когда за амбулатории взялись – здесь уже был ФАП. В акушерском кабинете в итоге раритетная кровать Рахманова, которой уже полвека. Татьяна Владимировна сама подстилку сшила, чтобы женщинам было теплее и мягче. Первые 20 лет акушерки в ФАПе не было – фельдшер и беременными занималась.
Последние десять лет это владения акушерки Гульшат Байтасовой. В 90-х она здесь работала да потом ушла в декрет. Через 17 лет по просьбе фельдшера вернулась да еще сертификат медсестры получила.
Нельзя не сказать о санитарке Галине Григоренко. Она души не чает в своем коллективе. Ее усилиями в ФАПе всегда чисто.
Лучший друг
Так называют здесь «Барс». Это старенькая «скорая».
– Если тяжелого больного экстренно надо доставить в больницу, – признается Татьяна Владимировна, – говорю: «Барс, не подведи», и он ни разу не подвел. Знает, что без него никак. Спасибо и нашему водителю, и моему мужу Владимиру Николаевичу. Старается, чтобы машина всегда была на ходу.
Всегда наготове
Пять вечера, ФАП закрывается, но рабочий день Татьяны Владимировны никогда не заканчивается. Для экстренных случаев у нее дома всегда лежит старенький чемодан со всем необходимым. Но лекарств для хорошей работы медика маловато будет, тут еще неравнодушие требуется. С этим у нашей героини порядок.
– Не хвалите нас, недовольные тоже бывают, – говорит напоследок фельдшер. – Это стимулирует. Но теплых слов больше. Я благодарна пациентам за верность и предана им. Наша деревня – одна большая семья.