20 января в Бельгии заседал совет сотрудничества «Республика Казахстан – Европейский союз».
Казахстанскую делегацию возглавлял министр иностранных дел Мухтар Тлеуберди. В этот же день ЕС принял решение о завершении ратификации Соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве с РК. В силу оно должно вступить в марте. За сухими строками дипломатического протокола вполне конкретные дела. Какие?
Заманчивое предложение
Прошлым летом в новой стратегии ЕС по Центральной Азии наш регион назван ключевым. Еврочиновники считают, что не только в «решении проблем окружающей среды», но и «верховенства права, внутренних реформ, связанных с управлением, контроле над границами». Как хочешь, так и понимай. Кроме того, ЕС признает необходимость поддерживать молодежь. Поэтому в новой стратегии делает ставку на гуманитарные проекты, прежде всего, на образовательные программы.
С начала 2020 года соцсети заполонили красочные объявления о возможности годик-другой поучиться в вузах стран ЕС. Обещают большие стипендии, от 10 тысяч евро в год. Конечно, наших вундеркиндов ждут не в Оксфорде и Сорбонне, а в «Американском университете в Болгарии» и подобных им филиалах. Спрашивается, кому и зачем понадобились такие затраты, причем не только за счет частных фондов и госвузов, но и налогоплательщиков? Над этим, полагаю, надо подумать. Не зря же не вышло из обихода предупреждение древних греков: «Бойтесь данайцев, дары приносящих».
Проводники
Надо заметить, что так называемый Болонский процесс, выйдя из Европы, прошелся по всем необъятным просторам СНГ. Теперь только ленивый не вспомнит о такой благодати. Для тех, кто не сдал евротесты на «знание языка», существуют в Европе факультеты и на русском, и на украинском языках (правда, на них надо раскошелиться самим). Так, в Варминьско-Мазурском университете готовят политологов, культурологов, философов, историков (как они сдавали экзамены, лично довелось лицезреть прошлым летом). Заметим, не инженеров и программистов, а будущих проводников политики ЕС. И понятно, с какой методологией приедут к себе «до дому до хаты» граждане Казахстана, Украины, Беларуси.
Конечно, ЕС имеет и отдельные полномасштабные программы, от которых дух захватывает. Так, «вуз любой страны мира» (как это сделал и наш КГУ им. А. Байтурсынова), участвующий в программе «Эразмус+», имеет возможность ежегодно обучать своих студентов в европейских университетах, направлять своих сотрудников в командировки в Париж, Стокгольм, Берлин. В рамках этой же программы проект Жан Моне (в честь основателя) только по одному модулю определяет годовой фонд зарплаты минимум 30 тысяч евро на группу в 4-5 человек. Издание книг, зарубежные командировки, приобретение ноутбука – это уже отдельная статья расходов. Ради интереса мы с коллегами, например, решили подать заявку. Посмотрим, что получится. К сожалению, в наших вузах получить заграничную командировку трудно, только с разрешения министерства. А в рамках родного ЕАЭС, к сожалению, как не было, так и нет единого образовательного пространства (в отличие от ЕС). И грантов, подобных европейскому Жан Моне, нет и не предвидится.
Ошибка, упущение или нечто большее?
Обвинять ЕС в навязывании одной методологии или идеологии было бы глупо. В той же Сорбонне действует кафедра марксизма, на ней 16 сотрудников, «Капитал» К. Маркса изучают отдельным предметом. Поэтому нельзя списывать беды нашего отечественного образования только на «происки Запада». Никакой чиновник из ЕС не требовал в школьной программе по всемирной истории указать Пёрл-Харбор и сражение на Соломоновых островах и забыть про битву за Москву, Сталинградскую и Курскую битвы. А вот наши доморощенные евроисторики в учебнике за 10 класс (по нему учился мой сын), упустили Нюрнбергский процесс над фашистскими преступниками. Ошибка, упущение или нечто большее?
Конечно, проводя свою бурную деятельность, Европейский союз никак не планирует учитывать мнения России и Китая, имеющих свои интересы в регионе. Но при этом заметим: в обозримом будущем ЕС не ждет нас в своем союзе. А о вступлении в НАТО никто и не помышляет. Однако очевиден факт: разворачивается серьезная борьба за умы людей, за будущее Центральной Азии. Каким оно будет? А это во многом зависит и от региональных международных организаций, членами которых является Казахстан. Таких как ЕАЭС, ОДКБ, ШОС.
Дмитрий ЛЁГКИЙ,
доктор исторических наук, профессор КГУ им. Байтурсынова
Рисунок Владимира БЕРЁЗКИНА