Трагическую ситуацию в Алматы, когда в одном из колледжей на уроке начальной военной подготовки взорвалась граната (одна девушка погибла, пятеро ранено), быстро превратили в истерию. Самое популярное у властей слово «запретить!» опять набатом пронеслось по стране.
Причем первым подлил бензинчика в костер председатель комитета обороны Алматы, он же и ее аким, Ахметжан Есимов. «Я поставил под сомнение актуальность предмета «начальная военная подготовка». В письме министру образования и науки я предложил рассмотреть целесообразность преподавания НВП с учетом современных реалий и мирового опыта». Более художественно на ситуацию отозвался политолог Айдос Сарым: «Надо понимать, что «начальная военная подготовка» – это отрыжка советских времен, когда вся страна была милитаризована».
Вот так. Еще криминалисты не сказали свое слово, не установлены причины трагедии, показания очевидцев разнятся, но это уже для самых голосистых просто фон.
Поэтому несколько строк исключительно для них. НВП – это вовсе не «отрыжка советских времен», а правила подготовки граждан к воинской службе и оказанию в экстренных случаях первой медицинской помощи. Уважаемые, полистайте Постановление Правительства РК от 11 февраля 2013 года. Все в нем разложено по полочкам – с каких классов готовить племя младое к тяготам и героике воинской службы, сколько отводится в школьной программе под это дело часов и т. п. Ничего, собственно, нового с тех пор, как возникло понятие «родину защищать».
Самое интересное, что в списке «запрещальщиков» совсем немного тех, кто в реальной армии служил. Там, кстати, приучают к ответственности – за себя, товарища, взвод, за те решения, которые принимаешь самостоятельно. И это как-то совсем не вяжется с тем, что мы зачастую видим на гражданке у людей, властью наделенных – боязнь, подозрение и паническое нежелание грузить себя ответственностью. Чуть что, так сразу в голос, сразу предобморочное состояние и желание, как у тургеневской барыни, утопить Муму.
Начальная военная подготовка – это нормальное свойство любой школы утолить в ребятах естественное, почти генетическое стремление разобраться в делах военных. Смотрите, нигде нет программы, как научить деревенских пацанов скакать на лошадях, а ведь скачут, потому что отцы и деды наставляют: держись, бала, в жизни пригодится! Это хорошо, если вы наперед знаете, что вашему отпрыску с рождения уготована учеба в Лондоне, затем место в госструктуре «с учетом современных реалий». Большинству же придется пахать – сначала в армии, а потом как получится.
Тут надо уметь слушать людей мудрых. Например, сенатора парламента, бывшего министра обороны РК Мухтара Алтынбаева. Человек, до 24 лет проработавший на карагандинской шахте проходчиком, а затем блистательно сделавший карьеру военного летчика, ставший генералом армии, вот что говорит по поводу произошедшего: «Начальную военную подготовку нужно преподавать. Это еще и патриотическое воспитание. Мужское население должно быть готово к защите своей родины. На уроки НВП боевые гранаты не носят. Как боевая граната оказалась там – это уже абсолютно другой вопрос. Сейчас кругом нестабильная обстановка. Поэтому считаю, что предмет этот мальчишки, да и девчонки, должны изучать. Не дай Бог, конечно, но мы должны при необходимости встать в строй и защищать целостность нашей земли, наших границ».