18.53. Необычное время для начала спектакля. И очень хороший психологический прием – зритель увидит, отметит неожиданные цифры и запомнит афишу. Так считает идейный вдохновитель костанайского театра импровизации «На весу». И ведь прав!
Лаборатория
Для начала разберемся, что такое театр импровизации. В нем есть сцена, есть актеры и зрители. На этом, пожалуй, сходство заканчивается. Дело в том, что актеры здесь не скованы ни сюжетом, ни канвой текста. Они вообще не скованы. Равно как и зрители, которые в любой момент могут подняться на сцену и стать актерами. А сцена вообще может разговаривать. Вот, посмотрите: https://vk.com/club34011036?z=video-34011036_170542826%2Fd0e5bff990383c2302
В общем, театр импровизации – это психологическая лаборатория. Она позволяет моделировать подробно и достоверно любую жизненную ситуацию. Зачем?
Принципы или закономерности театрального действия, которые позволяют моделировать реальные жизненные процессы на сцене, были открыты Николаем Демидовым, великим русским режиссером и педагогом, всю свою жизнь посвятившим изучению актерского творчества. Демидов, занимаясь воспитанием молодых актеров, обратил внимание на то, что в определенные моменты занятий студийцы начинают жить настоящей жизнью. Николай Васильевич был поражен открывшейся перед ним возможностью заглянуть в глубину сущности человеческой природы.
Театр не коллектив, а семья. Которая радостно принимает новичков.
Подобные театры довольно популярны в России и некоторых городах Казахстана. По крайней мере, в Алматы и Астане они есть. В основном, ходят туда молодые люди до 25 лет. Хотя ограничений по возрасту нет. Но как-то само складывается. В Костанае уже третий год держит на весу театр «На весу» (простите за каламбур) Павел Мозгольд. Вообще, он программист, предприниматель. Но большую часть своего времени и души он отдает театру. Это его стараниями «На весу» живет уже три года.
Когда все начиналось, Павлу было 25. Сейчас двадцать восемь. Он остается, актеры меняются – получают свою дозу уверенности, счастья, общения и... уходят. «Это нормально», – говорит Павел. И рассказывает о том, что в театр приходят все новые и новые люди...
Михаил и Павел
– Когда начинали, было нас трое. Как только не нарабатывали аудиторию – ездили с благотворительными выступлениями, просто приходили в школы, – вспоминает создатель театра импровизации Павел. Хотя себя он создателем не склонен считать. Говорит, что все дело в Михаиле Пайкине. Это он привез к нам идею театра. Вдохновил. Зажег.
Михаил Пайкин живет в Екатеринбурге. Он актер, режиссер, психолог. Основатель ряда театров в разных городах России, в том числе и в Санкт-Петербурге, Москве.
После того как Пайкин побывал в Костанае, Павел Мозгольд воодушевился, загорелся. И горит до сих пор. Сейчас театр «На весу» собирается каждое воскресенье в актовом зале библиотеки имени Толстого. В двенадцать. Это бесплатно. В группе 27 человек, но число их колеблется. Полная свобода. Как на сцене, так и вне ее. Сюжет может быть любой, его придумывают тут же. Сказка про Кощея и его возлюбленную Снежинку. Трое воздыхателей на крыше. Ожившие скульптуры. Все, что угодно!
– Здесь играют без заготовок и сюжетов, без сценария, – рассказывает Павел. – Полная импровизация на сцене. Учатся видеть партнера и подыгрывать. Как доказали ученые, есть единое семантическое поле, которое соединяет людей. Умение ощущать это поле закладывается во время спектакля. Умение поймать чужую эмоцию и даже ситуацию.
К примеру, после одного из спектаклей подошла девочка. Сказала, что у нее была схожая с сюжетом на сцене ситуация. Встречалась одновременно с тремя парнями. Не знала, что с этим делать. Благодаря спектаклю нашла решение...
Павел рассказывает, что встречи в воскресенье выявляют тех, кто хочет ходить на курсы к нему, заниматься актерским мастерством, готовить спектакли. Сейчас у него две группы. Плата за курсы умеренная, поэтому получается, что основная деятельность (с ребятами Павел работает по вечерам) идет себе в убыток. Но тут не финансовая сторона главная. Главное – когда дело в кайф. А уж когда видишь, что оно полезно, что оно меняет, раскрывает и раскрепощает молодых людей... Двойной кайф.
Люди
– Самое главное, что актером театра импровизации может стать абсолютно любой человек, – говорит Карина Свидерская. – Вот вы, Мария, если бы попробовали, могли бы стать неплохой актрисой.
– Вы же меня не знаете совсем. Почему так решили?
– Я уверена, что из любого творческого человека может получиться неплохой актер (после курсов театра). А вы творческий человек, как я поняла...
Карина улыбается. Рассказывает, что в театре она меньше года. Но за это время добилась успехов, одержала несколько решительных побед над собой. Говорит, что сейчас выходит на сцену перед сотнями людей и начинает играть, оставив робость и нерешительность. А еще театр не коллектив, а семья. Которая радостно принимает новичков.
Сюда приходят разные люди. Студенты, школьники, менеджеры, программисты, музыканты... Каждый любит театр за что-то свое.
Алексей Козенко:
– Мне нравится свобода действий на сцене. Можно играть любой сюжет – нет рамок, в какой-то момент каждый волен сказать «стоп» и поменять игру. Театр интересен тем, что актер, выходящий на сцену, играет себя и свое настроение, переживает в игре проблемы, решает их. Он мне дал больше уверенности в общении с людьми, я начал понимать и чувствовать каждого человека, переживать его эмоции...
Вячеслав Циолковский:
– Ранее я был закомплексованным и забитым мальчиком. Но пришел в театр, увидел дружный, собранный и разношерстый коллектив. Ребята изменили меня, я стал более открытым, и комплексов как не бывало. Мне понравилось ещё, что ты свободен в мыслях, никакого сценария нет, ты делаешь то, что думаешь, и ты есть ты на сцене. Отдельная благодарность стержню коллектива Паше Мозгольду. Благодаря его делу многие изменились столь же сильно, как и я.
«Актерская безответственность»
Так называется прием, когда актер раскрывает тайные уголки своей души, но при этом чувствует себя защищенно, потому что действует от лица своего героя. Это один из приемов театра импровизации. В жизни он перекликается с психологией. Вернее, с психотерапией.
– Есть такой метод психотерапии, который придумал Якоб Морено, – говорит старший преподаватель кафедры психологии и педагогики КГУ Олеся Ельчищева. – Он называется психодрама. Это терапевтический групповой процесс, в котором драматическая ипровизация используется для изучения внутреннего мира человека. Человек в процессе проигрывания ситуации может прожить различные действия, испытать психологический катарсис, найти решение проблемы. Для этого даже не обязательно играть. Можно помогать действующему герою, просто смотреть на действо и при этом косвенно решать свою проблему.
Павел с психологической подоплекой его театра согласен. Тем интереснее. Он даже думает о том, чтобы продолжить образование, пойти учиться на психолога. И все благодаря театру. Не было бы его – так и не узнал бы своего предназначения. Так и работал бы программистом.
Идеи развития театра есть. Может делать перфомансы социальной направленности, участвовать в формировании гражданского общества. Но пока это планы. А так... Каждое воскресенье в Толстовке в 12 часов дня театр «На весу» ждет зрителей, которые могут стать актерами, и актеров, которым никто не запрещает быть зрителями.