В истории Соединенных Штатов импичмент объявляли трижды: Эндрю Джонсону в 1868 году, сто тридцать лет спустя Биллу Клинтону и совсем недавно Дональду Трампу.
Об «Украина-гейт» и визите госсекретаря Майкла Помпео в Казахстан говорим с кандидатом исторических наук КГУ им. А.Байтурсынова Айбеком ШАЛГИМБЕКОВЫМ.
«Украина-гейт» – не громко ли?
– Айбек Батырханович, западные СМИ успели окрестить дело, связанное с импичментом Трампу, как «Украина-гейт» по аналогии с «Уотергейтом» Ричарда Никсона. Не слишком ли громкое название для этого сомнительного инцидента?
– Вполне возможно, ведь факт оказания давления на украинского президента Владимира Зеленского не был, по сути, доказан. С другой стороны, сам факт объявления импичмента видится сейчас, в преддверии президентских выборов в США, своего рода постановкой.
– Иными словами, импичмент выгоден самому Трампу?
– Как способ проверки собственных сил, устойчивости собственной позиции, да. Вспомним предвыборные обещания: какие из них были выполнены? Неоднозначные события на Ближнем Востоке, по-прежнему сильные Китай и Россия, большой внешний долг. Опрос, проведенный газетой Wall Street Journal, показал, что 53% респондентов за импичмент. Но это примерно половина, не большинство. Импичмент, инициированный демократами, дал шанс республиканцам посмотреть на паритет сил. И провал процедуры импичмента опять же говорит о том, что определенный вотум доверия у Трампа есть – не только в Сенате, но и среди простых людей.
Где Трамп, там и Помпео
– Совсем недавно, буквально по одному дню, посвятил Казахстану и Средней Азии госсекретарь Майкл Помпео, известный как человек Трампа и проводник его политики. Это плановая рабочая поездка или нечто большее?
– Разумеется, эта поездка была давно запланирована Помпео, и ничего особенного в ней на первый взгляд нет. Но Казахстан и Средняя Азия – это не «мягкое подбрюшье России», как высказались некоторые СМИ на Западе и в самой РФ, это важный транзитный коридор в Азию, в частности, в Афганистан. Разумеется, США желают укрепить здесь свои позиции, которые были частично утеряны в последнее десятилетие. За это время очень многое изменилось в Кыргызстане, Узбекистане, Таджикистане. Многие процессы прошли мимо США. За этот период влияние России и Китая в регионе усилилось.
– Но в то же время США – крупнейший (второй после Нидерландов) инвестор в Казахстане. Россия в списке инвесторов на седьмом месте. Экономическое присутствие ведь всегда неразрывно связано с политическим влиянием. Как на визит Помпео смотрят другие страны, в частности, РФ?
– Подобные визиты ведущих госчиновников и дипломатов никогда не становятся неожиданностью для внешнеполитических ведомств других стран. Сергей Лавров, например, назвал встречу Помпео с Касым-Жомартом Токаевым и Елбасы Нурсултаном Назарбаевым внутренним делом страны. Дмитрий Песков, как глашатай позиции Кремля, высказался, что Казахстан имеет право осуществлять собственную политику в отношениях с остальными государствами. Посол Китая в РК, правда, назвал поездку Помпео инсценировкой, а самого госсекретаря «выскочкой».
О С5+1 и СУАР
– Еще при Обаме США создали диалоговую площадку в Центральной Азии, названной форматом С5+1. На этот раз министры иностранных дел Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана встретились с госсекретарем США в Ташкенте. Следует ли воспринимать С5+1 как формат, способный играть ключевую роль во взаимоотношениях США и стран региона?
– Данная программа, думаю, является чисто символической и декларативной, поскольку денег на нее выделяется немного. Гораздо более весомыми можно считать высказывания Майкла Помпео в адрес Китая по поводу положения этнических казахов в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Помпео не просто высказался, но и провел встречу с родственниками людей, интернированных в районе СУАР.
– Портал zakon.kz сообщает, что Помпео и министр иностранных дел Казахстана Мухтар Тлеуберди официально обсудили участь уйгуров и этнических казахов в интернированных лагерях Синьцзяна. Какова реакция Китая?
– Да, по словам Помпео, США обратились ко всем странам с призывом присоединиться и потребовать закончить эти репрессии. Разумеется, это не понравилось официальному Китаю, который устами посла КНР в РК Чжан Сяо тотчас же дал свой ответ. Китайский посол опроверг сообщения о дискриминации в Синьцзяне. То есть, с точки зрения Китая, в СУАР ничего не происходит.
Фото informburo.kz