Духовный голод и жажда найти место в жизни порой толкает на опрометчивые поступки. В поисках веры люди иногда заблуждаются и теряют все: имущество, близких, себя…
По статистике в Казахстане с каждым годом все больше казахстанцев, которые считают себя религиозными. Если в 2003 году таких было 38,7%, то в 2013 году уже 73,9%. Среди этих людей и рудничанин Александр Михайлов, отдавший десять лет религиозному течению, которое чуть не разрушило его жизнь.
Коллаж Владимира Березкина
«Это началось в сложных девяностых годах. Будущее казалось неопределенным. Мама преподавала философию и дома была большая библиотека. В 14 лет я самостоятельно стал изучать Новый Завет. И понял его суть: любовь, справедливость, вера... А в 15 лет брат предложил изучать Библию со Свидетелями Иеговы, которых он повстречал на улице и уже ходил к ним какое-то время.
Там сразу начали со мной заниматься. Сначала все было позитивно. Я доверял Библии, и то, чему меня учили, казалось, что полностью ей соответствовало. Причин для недоверия не видел. Я быстро втянулся и меня отправили на первую проповедь, не спросив моего желания. Затем так же крестили. Я был еще подростком, жил не умом, а эмоциями. А тут еще трагедия случилась: мама заболела и вскоре умерла. Я остался в семье за главного, стал единственным кормильцем для бабушки-пенсионерки и брата-инвалида. Пошел работать дворником в 16 лет, а куда еще без образования и связей?! В общем, это только усугубило мою зависимость от Свидетелей Иеговы, ставших новой семьей.
Я много изучал Библию, многие места знал наизусть, а большую часть мог пересказать, меня так и называли – «Ходячая энциклопедия». Изучал и литературу Свидетелей Иеговы. Но она была не по душе, приходилось заставлять себя читать. Я был достаточно послушным, ответственным и смышленым, поэтому очень скоро мне стали доверять различные обязанности в собрании.
Вначале это были небольшие задания – посчитать людей на встречах, потом я стал служебным помощником старейшин. Регулярно проводил различные встречи. Иногда сам, иногда с кем-то. Выступал с речами. Временно исполнял обязанности секретаря собрания, отвечал за отчеты и финансы, а также какое-то время был служебным надзирателем, то есть ответственным за проповедническое служение. И в 1998 году меня послали учиться в Школу для старейшин. Так что у меня был шанс стать старейшиной собрания. Тогда мне было 20 лет.
Я чувствовал, что веры мне не хватало, и я читал, чтобы заполнить эту пустоту знаниями. Пытался искать факты и разбираться в них. По мере изучения в одних вещах я все больше удостоверялся, в других – разочаровывался. Намного проще было, когда я почти ничего не знал, а просто слепо верил в основные учения Свидетелей Иеговы. Затем все изменилось. Так постепенно я учился способности отличать правду ото лжи.
Вскоре я женился. И это был уже серьезный шаг в сторону от организации, потому что жена была из новичков и с двумя детьми. Я должен был уделять время семье. Убеждения, которыми я тогда жил, очень располагали к отказу от любых материальных благ в этом мире. И когда сложилась непростая ситуация в семье, мои родственники, тоже Свидетели Иеговы, у которых я тогда жил, продали мою квартиру, а я не смог им помешать. Так я остался без жилья.
Эта же участь несколькими годами позже постигла и моего брата. Всегда приходится выбирать, что для тебя дороже. Я выбрал семью и моя активность пошла на спад. Зато в семье начались трения. Жена все больше погружалась в слепую веру, а я уже не мог. Мы развелись. У Свидетелей Иеговы это обычная процедура. К сожалению, вопреки убеждениям, что у них крепкие семьи, на деле они их чаще всего разрушают. Потому что кроме законов Библии, в организации есть еще и закон Общества Свидетелей Иеговы или Сторожевой Башни. А в каждом отдельном собрании – еще и закон старейшин. Тысячи законов и правил, которые постоянно меняются, так что сегодня тебя за это могут похвалить, а завтра – выгнать. В семидесятые годы прошлого века Общество как-то активно взялось за интимную жизнь членов организации. И давай подробно расписывать, как можно вступать в половую связь, а как нельзя. Все кончилось очень плохо: тысячи разбитых сердец и разрушенных семей по всему миру. Через несколько лет это правило отменили.
Вообще, для Свидетелей Иеговы это привычно, они частенько меняют свои вероучения, приводя их в соответствие с меняющимися обстоятельствами.
И, более того, они утверждают, что все, чему они учат – есть абсолютная истина, заслуживающая стопроцентного доверия. Ибо все это дает нам Бог через своего верного и благоразумного раба. А вот это действительно страшно! Люди живут этим, жертвуют всем, включая своих близких, здоровье и даже саму жизнь, а потом оказывается, что это было не обязательно.
Нельзя совмещать научный подход с религиозным фанатизмом, но именно это и делают Свидетели Иеговы: где удобно, вставляя науку, факты и логику – для убедительности, а где невозможно – полагаются исключительно на слепую веру. Главное – всеми силами поддержать авторитет старейшин и организации. Это удобно, потому что дает власть и деньги. Хотя рядовые cвидетели Иеговы, конечно, ничего с этого не имеют, только тратят. Почти все уходит в общество Сторожевой Башни, это очень богатая организация.
А уж чего точно нет в этой организации, так это поддержки: я постоянно чувствовал себя покинутым и забытым! Ощущение, что Бога нет рядом со мной не проходило все десять лет моего пребывания в данной организации, сколько я ни пытался себя убедить в обратном. Хотя до этого, при самостоятельном изучении Нового Завета, я совершенно четко его чувствовал.
Стерпеть можно многое, когда есть ради чего, а тут нет самого главного – Бога. Его наличие можно увидеть лишь на бумаге, а в реальной жизни оно даже не ощущается. Внимательно изучая Библию я заметил, что с каким бы народом Бог ни был, он всегда показывал свое присутствие при помощи различных чудес или своей мощной энергии. А тут ничего. Скажите: какое право я имею называться cвидетелем Иеговы, если я никогда в жизни его не видел и не слышал?!»