Кто эти люди, не выпускающие из рук мобильный телефон, и стоит ли заводить ребёнку аккаунт в Инстаграм? Говорим о блогерстве с бизнес-тренером, специалистом по личному бренду Виталией КАРАБАНОВОЙ.
Доигрались
– Вита, в последнее время ты яро выступаешь против того, чтобы тебя называли блогером. С чем это связано?
– В моей голове понятие «блогер» разбилось в пух и прах. Если раньше блогер был лидером мнений, человеком, который несет в массы популяризацию той или иной сферы деятельности, сейчас таковых остались единицы. Большинство ищет выгоду для себя. Именно поэтому я сняла свою кандидатуру с премии «Blogger.kst». По личным причинам. Во многом разочарование в блогерстве для меня случилось из-за ситуации, когда на вечеринке в России погибло три человека из-за сюрприза с сухим льдом.
– Ты о трагедии в Москве, когда люди закинули в бассейн 25 кг сухого льда, который превратился в углекислый газ?
– Именно. Так получилось, что невольными участниками этой истории стали моя мама и младшая сестра, которая живет в Москве и дружна с блогером Екатериной Диденко. Мои родные были на этом дне рождения. Когда мама написала о случившемся, я ответила: «Идиоты. Доигрались». Потому что я видела, как это происходит с другой стороны камеры. По друзьям своей сестры. Когда блогер снимает каждый час своей жизни в stories, то люди думают, что это он просто транслирует свою жизнь и она сама по себе такая интересная. На самом деле нет. Все события моделируются под то, чтобы выставить их в stories. Это полноценная работа. Покупки, поездки в красивые места, спортзалы. Человек планирует свой день из расчета на то, что это будет опубликовано. Суть такая же, как с заполнением ленты новостей в СМИ. Всегда нужно что-то публиковать. Только объект внимания – твоя жизнь.
– Предложение рождает спрос. Значит, подписчикам это нужно.
– Люди склонны создавать себе кумиров. И если раньше певцы и актеры были далеки от нас, то теперь на смену им пришли блогеры. Они создают иллюзию вовлеченности в свою жизнь. Но проблема в том, что это только иллюзия. А аудитория нужна блогеру, чтобы показывать ей рекламу.
– Подписчик же сравнивает свои будни с «интересной» жизнью блогера. И, естественно, не в свою пользу.
– Конечно! И хочет покупать ту же одежду, косметику, что и у любимого блогера. Чтобы хоть чуть-чуть приблизиться, как ему кажется, к звездной жизни.
– В ситуации с Диденко что тебя больше возмутило? Сам факт случившегося или последующее поведение блогера?
– Случившееся – трагедия. От которой, как говорится, никто не застрахован. Но в федеральные СМИ попали кадры, как скорые грузили тела в черных мешках. Откуда эти кадры? Благодаря прямым эфирам от блогеров. Вести прямые трансляции такого рода – это уже за гранью моего понимания.
Хайп захватит всё
– Получается, соцсети все-таки зло? Но в то же время ты часто говоришь, что Инстаграм – лучшая площадка для личного бренда.
– Это так. Для своей школы речевых коммуникаций я нашла преподавателей через Инстаграм. С некоторыми до этого даже не встречалась в реальной жизни. Но благодаря их самопрезентации в соцсетях я смогла полностью составить о них впечатление как о специалистах. Наблюдала за ними на видео, как они разговаривают, какими знаниями делятся, и поняла, чье восприятие мне ближе.
Я убеждена, что соцсети должны быть, прежде всего, площадкой для твоей профессиональной репрезентации. И в этом деле нужно не переходить грань. Например, есть местные мастера из бьюти-сферы, которые признаны профессионалами, но в какой-то момент некоторые переходят грань и начинают публиковать личные посты. Даже откровенные. Про отношения с партнером, конфликты и прочее. Знаю, что многих клиентов именно это оттолкнуло.
– Да, они ведь подписывались на профессиональный профиль, а не душевный стриптиз.
– Примерно так, да. Кроме того, нужно помнить, что личный бренд онлайн работает только если он – сопровождение реальной деятельности, а не ее замена. Например, есть салон свадебных платьев с очень популярным аккаунтом. Однако, если в течение года он не будет принимать участия в свадебных выставках, конференциях по своему профилю, предоставлять платья для рекламных съемок, то скоро его популярность сойдет на нет.
– Может ли блогерство в ближайшее время стать лучше, реабилитироваться?
– Судя по тому, что самой трендовой соцсетью 2020 года точно станет TikTok... Его основа – развлекательный контент, из полезного только распаковка посылок. Так вот при таком раскладе, думаю, будет только хуже. Хайп захватит всё.
Ребёнку с этим жить
– Как ты относишься к детским профилям в Инстаграм?
– Нормально, если его завел сам ребенок и публикует то, что ему нравится. Например, у нас в Рудном есть мальчик-хоккеист по имени Марсель. Ему 10-12 лет, и у него на странице записи с матчей, видео, как он забивает буллит, фото с тренировок. Никакого хайпа. И наблюдать за этим интересно. Видно, что ребенок выбрал для себя направление будущей жизни – спорт – и таким образом собирает свое профессиональное портфолио.
Другое дело, когда родители заводят профиль совсем маленькому ребенку, публикуют какие-то вайны с детьми. Это нужно скорее самим родителям, которые могут снять сливки, пока ребенок умилительный и смешной. Можно получить внимание аудитории и даже рекламодателей. Но никто ведь не исключает, что через 10-15 лет этому ребенку нужно будет устраиваться на обычную работу. Специалисты отдела кадров в первую очередь сейчас смотрят не резюме, а страницы в соцсетях. Наш цифровой след и то, что мы публикуем в соцсетях, живут с нами ближайшие 15 лет. Кто знает, может, милое, на ваш взгляд, видео когда-то помешает вашему ребенку получить работу его мечты в серьезной компании. Подумайте об этом.