В национальную сборную по боксу из Костаная сейчас вызывают только двух спортсменов. Айдос АРАПОВ – один из них.
Всё получилось, раз победил
Мы познакомились с боксером на турнире памяти тренера Никулина. Турнир был представительным. Он собрал 85 боксеров (2001 г.р. и старше) не только из городов Казахстана, но и из таких стран, как Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан. Костанай представляли 8 бойцов. Из них золото завоевал только Арапов (57 кг).
– Айдос, на награждении заметил у тебя большую гематому под глазом, в каком поединке пропустил удар?
– Обоюдно ударились головами с соперником во втором бою. Ушиб стал больше после четвертого боя. Но это обычное дело для нас – скоро пройдет.
– Какой бой был самый трудный?
– Финальный. Мы с соперником из Нур-Султана давно знаем друг друга. В таких случаях тяжело. Решили сделать ставку на высокий темп. Все получилось, раз победил.
– Твоя работа ног бросается в глаза. А есть удар, которым ты отправляешь соперников в нокаут?
– Такое было пару-тройку раз. Тогда я побеждал правым боковым. Иногда получается удар навстречу левой снизу по печени, «под ручку». Но я не считаю, что у меня удар, который всех сокрушает. Ноги, движение, темп – вот мои союзники.
Левша
– Услышал «под ручку» и вспомнил, как тренер обращался к тебе и использовал другой боксерский жаргонизм – «закручивай ему голову»...
– Правша в бою с левшой испытывает большие трудности, когда соперник заходит за его переднюю ногу. Правше приходится крутиться, чтобы вернуть угол атаки, выйти из мертвой зоны. А в это время я атакую и не даю ему собраться. Я левша и должен закручивать голову такому сопернику, чтобы использовать свое преимущество в стойке. В ринге проигрывает тот, кто стоит на месте. В боксе на самом деле ноги важнее рук. Но простые зрители видят только руки.
– Есть уличные аттракционы для проверки своего удара. Не проверял?
– Не приходилось. Это вредно, сила удара с тренировками растет, а кистевые кости крепче не становятся. Легко сломать себе «голую» руку по-глупому. Для боксера это часто конец карьеры.
– Верно, развивается и интуиция. Ты видишь, куда ударит соперник, когда он только готовится это сделать?
– Да. Но есть «корявые» боксеры – или с плохой школой, или просто от природы так устроены. Не знаешь, откуда вылетит его удар. Иногда тяжело с ними.
Обычное дело
– Смотрел твой бой на телеканале «Матч боец» против чемпиона России, Европы, призера мира Эдуарда Абзалимова. На тот момент ему было 33 года, а тебе 19. На мой взгляд, ты был лучше, однако победу отдали хозяину турнира. Часто приходится сталкиваться с необъективным судейством?
– Я не скажу, что выиграл в том бою. Как говорят тренеры, раз руку не подняли, значит, проиграл. Надо выигрывать так, чтобы не было разговоров.
– То есть надо нокаутировать соперника?
– Я не охочусь за головой. Олимпийский бокс – шахматы, а не уличная драка. Можно перебить соперника так, что и канвас не понадобится.
– Недавно на международном турнире в Венгрии Талгат Шайкен не мог прийти в себя после того, как судьи отдали победу французу Вахиду Хамбли. Его лицо надо было видеть. А ты тогда уступил другому французу Самуэлю Кистохарри. Тоже не обошлось без спорного решения?
– Если соперники примерно равны, пусть ты немного лучше, совсем не факт, что поднимут твою руку. Такие поражения расцениваю как опыт и урок.
– Вновь вспомню бой с Абзалимовым. Тогда ты даже бравировал – опускал руки перед ним. Это единичный случай, эмоции или практика?
– Если противник закрытый и ты хочешь его открыть, приходится делать такие вещи. И еще кураж – иногда в бою ведешь себя так, как подсказывает момент. Само по себе что-то вырывается.
На зубах
– Ты любишь работать вторым номером?
– Зависит от соперника и плана на бой. Могу работать и первым, и вторым. Конечно, когда ты диктуешь, нависаешь, противнику остается подчиняться. Но завоевать такой статус, занять центр ринга совсем не просто.
– Ты вызываешься в сборную Казахстана. Как известно, в нашей стране так много хороших боксеров, что можно создать четыре команды лучших.
– Да, конкуренция жесткая. Все хотят быть первым номером. На зубах, в крови и поту – так проходят наши тренировки на сборах.
– Какой ты номер?
– На данный момент третий. Первый – Серик Темиржанов.
– Ты родился 12 января 1998 года. А значит Козерог – упорный и придешь к своей цели.
– Я не верю в гороскопы.
– А в приметы?
– Человек привыкает смотреть на всякие приметы, а потом падает духом на ровном месте. Надо верить только в себя. Усомнился в себе – проиграл.
– Чего ты хочешь добиться?
– Я пришел в зал в 2007 году по примеру старшего брата Жандоса. До этого я посмотрел Олимпийские игры 2004 года, где Артаев стал чемпионом, а также получил кубок Вэла Баркера. Этот полуфинальный бой, где он победил Олега Саитова, – легенда. Тогда я загорелся: хочу стать олимпийским чемпионом.
– Но в Токио, скорее всего, поедет Темиржанов?
– В 2024 году тоже пройдет Олимпиада, надеюсь на нее. Я ведь только перешел в мужской бокс – буду набираться опыта.
– В жизни ты очень спокойный. На ринге – яростный и агрессивный. Где ты настоящий?
– Это не у меня надо спрашивать. Но тренеры учат нас быть порядочными и всю агрессию оставлять на ринге.
– Но, верно, как у всех, у тебя бывали неприятности, когда охватывал гнев и хотелось проучить кулаками кого-то?
– Избегаю таких ситуаций. Драться с необученными людьми как-то не по-человечески. Будто у тебя в руках палка, а у него нет.
Айдос на турнире в Венгрии.