Название сирийской провинции Идлиб в последнее время не сходит с экранов и передовиц.
Турецко-сирийский конфликт, давно вошедший в фазу перманентного противостояния, стал своего рода неразрешимой задачей. О том, кому выгодна эскалация конфликта в Идлибе, говорим с кандидатом исторических наук, доцентом КГУ им. А. Байтурсынова Айбеком ШАЛГИМБЕКОВЫМ.
Запутанный клубок
– Айбек Батырханович, за всякой войной, пусть и локальной, всегда стоят третьи силы. Складывается ощущение, что, как минимум Сирии противостояние с Турцией совершенно не нужно.
– Желание Турции контролировать регион восходит еще ко временам Османской империи, объединившей арабский, турецкий и кавказский миры. Сирия – важная трансконтинентальная зона, стратегический участок. Этот конфликт зрел давно. Если в ХХ веке он регулировался дипломатически (СССР помогал Сирии, НАТО – Турции), то в условиях новой политической ситуации в мире арабский мир оказался предоставлен самому себе.
Если говорить о больших игроках на этой сцене, то Россию не устраивает поддержка турками сирийских террористических организаций, которые они именуют правительственной оппозицией. Согласно международным договоренностям, Турция не имеет права вводить свои войска на территорию Сирии. Однако именно со стороны Анкары было немало враждебных жестов по отношению к России. Вспомним хотя бы сбитый СУ-24, убийство посла РФ Андрея Карлова.
– И после всего этого Россия выступает своего рода посредником в турецко-сирийском противостоянии...
– В Сирии не все так просто. Здесь огромный клубок противоречий и политических интересов, и он чрезвычайно запутан. Смотрите, сначала Турция в нарушение сочинских соглашений финансирует террористические организации, затем демонстративно отказывается от американских самолетов в пользу российских зенитно-ракетных комплексов. О сбитом самолете и убийстве посла будто бы забыли. Но ключевой момент здесь следующий: ни Турции, ни России невыгодно терять существующие партнерские отношения.
Арабы и турки – братья?
– Любопытна в данной ситуации и дружелюбная риторика Асада...
– Да, президент Сирии Башар Асад упорно называет турецкий народ братским. «Какая у вас проблема с Турцией? – спрашивает он. – Стоит ли она того, чтобы турецкие солдаты погибали в арабской республике?» Этот миролюбивый тон, впрочем, не просто краснобайство. В Турции проживает достаточно много этнических сирийцев, равно как и турок в Сирии. Существует большое количество смешанных браков.
– Подействует ли этот дружелюбный тон?
– Думается, такие обращения официального Дамаска больше направлены к турецкому народу, нежели лично Реджепу Тайипу Эрдогану. Скрытая цель Анкары в Сирии – территориальная, антикурдская, а также контроль нефти и газа в регионе.
– Какова позиция Москвы по курдскому вопросу?
– Еще Советский Союз всячески поддерживал курдское сопротивление в Турции. Но здесь есть очень важный момент: поддерживая курдов в Турции, СССР и Россия никогда не поддерживали их в Сирии. Сирия важна для России, и ее территориальное расчленение невыгодно Москве ни при каком раскладе. И что интересно: ни Сирия, ни Турция также не заинтересованы в создании курдского государства. В этом отношении они были и остаются единодушны. Россия тоже не будет поддерживать курдов в Турции, потому что это ставит под сомнение территориальную целостность дружественного, в общем-то, государства.
– Говоря о курдах и ситуации в Идлибе в целом, мы ни разу не упомянули об еще одном важном политическом игроке...
– Позиция США по Сирии довольно четкая: Америка не будет участвовать в конфликте непосредственно. Как партнер по НАТО, Соединенные Штаты готовы предоставлять боеприпасы Турции, а также гуманитарную помощь. Параллельно США рассматривают вопрос поставки в Турцию системы ПВО «Патриот».
Дамаск разберется сам
– В отношениях между Турцией и США все очень по-деловому...
– Дело в том, что Турция весьма недовольна позицией США по курдскому вопросу. Соединенные Штаты открыто поддерживают курдское сопротивление. Установка «Разделяй и властвуй» здесь представлена во всей красе. С другой стороны, США сейчас не до турецко-сирийского конфликта. Белый дом готовится к предстоящим президентским выборам и не желает портить свою репутацию игрищами в Идлибе.
– Россия ведет в Сирии последовательную политику. В частности, настаивает на соблюдении существующих соглашений...
– Да, позицию России четко и коротко обозначил пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков. Только у России, сказал он, есть законное право присутствия в Сирийской Арабской Республике, потому что Россия там по приглашению законного сирийского правительства.
Россию не устраивает поддержка Турцией радикальных террористических группировок на территории Сирии. Это соответствует четкой позиции Москвы по вопросу терроризма вообще. И, конечно же, Россия заинтересована в том, чтобы на территории дружественного ей государства не было никаких военных действий. Москва призывает Анкару дать Сирии шанс самой разобраться в своих внутренних делах.