Костанайский городской суд заключил меморандум с региональной Палатой частных судебных исполнителей о взаимодействии по вопросам примирительных процедур на стадии исполнительного производства. В чем его суть и насколько это важно для людей? На эту тему мы говорим с председателем Костанайского городского суда Канатом ШАКАРОВЫМ.
– В год в Костанайский городской суд с жалобами на действия частных судебных исполнителей обращаются порядка 150-170 граждан. Решений по ним выносится меньше, чем в половине случаев. В остальных стороны в суде приходят к определенному соглашению. Мы проанализировали эту ситуацию и пришли к выводу, что есть большой ресурс урегулирования таких споров вне суда. Мы подумали: почему бы не предоставить возможность сторонам исполнительного производства сесть за стол переговоров в Палате судебных исполнителей для внесудебного урегулирования споров. Заключили меморандум и организовали там специальную комиссию, которая могла бы проводить примирительные процедуры. С середины января этого года все жалобы на действия частных судебных исполнителей, принятые судом к производству, направляются туда. Конечно, заявителей об этом предупреждают, они участвуют в заседании комиссии.
– А кто члены этой комиссии?
– Председатель Палаты частных судебных исполнителей, член правления и наиболее опытные судебные исполнители. Суть в том, что такая комиссия – площадка для диалога, возможность разрешить ситуацию иным образом, чем в рамках заявленных требований в суде.
– Канат Калиаскарович, на какие действия судебных исполнителей жалуются чаще всего?
– В принципе обжалуют всё, что можно обжаловать. Но больше всего не согласны с оценкой, на которую опирается судебный исполнитель при принудительном изъятии имущества. Оспаривают эту оценку и должники, и взыскатели, так как на этой стадии уже не доверяют друг другу. Одни считают, что его имущество могут продать за бесценок. Вторые, наоборот, подозревают, что судоисполнитель действует в интересах должника.
Могут обжаловать меры по обеспечению решения суда: наложенный судоисполнителем арест на зарплату или счет. Или запрет на выезд за границу, если человек, например, работает вахтовым методом. При рассмотрении жалобы на комиссии есть возможность найти другой, более приемлемый вариант. Могут появиться иные формы разрешения спора. Например, человек может сказать: снимите арест с зарплаты, лучше продайте мою машину. Они свободно, открыто разговаривают. А опытные члены комиссии высказывают свое мнение. Это носит еще и профилактический характер. Идет анализ, обобщение ошибок судоисполнителя, и это доносится до всех остальных. Так что сплошные плюсы.
– И уже есть результат?
– За полтора месяца работы меморандума комиссия при Палате судебных исполнителей рассмотрела уже 28 жалоб. 14 из них разрешены в примирительном производстве.
– А если человек не хочет, чтобы его жалобу на судебного исполнителя сначала направляли в комиссию, по сути, в ведомство, к которому он имеет претензии?
– Это его право. Жалобу будет рассматривать суд. Но мы стараемся делать всё, чтобы снизить конфликтность в обществе, разрешить споры мирным путем.
Беседовала Татьяна БАШКАТОВА
Фото из личного архива К. ШАКАРОВА и miro.medium.com