Коркыт-ата – полулегендарная личность, почитаемая многими тюркскими народами. Свое видение, свои истории о нем существуют у казахов, азербайджанцев, туркменов, узбеков и других народов. И каждый народ приписывает Коркыту разные заслуги. Для казахов этот полумифический герой – искатель вечной жизни.
Вещий сон
В пользу реальности деда Коркыта говорят две старинные рукописи, одна из которых хранится в Дрездене, другая – в Ватикане. В казахской степи сказание о Коркыте передавалось из уст в уста и дошло до наших дней.
«Легенды нашего народа об этом человеке можно разделить на три категории, – считает доктор филологических наук Алмасбек Әбсадық. – К первой относятся сказания о рождении и происхождении Коркыта. Тематика второй категории разворачивается вокруг его поединка со смертью. Третья объединяет музыкальные произведения, в которых излагаются различные ситуации из жизни великого сказителя.
В народе говорят: «Куда не пойдешь, везде могила Коркыта». Своим появлением это философское изречение обязано легенде о вещем сне Коркыта, в котором он увидел, как незнакомые люди роют для него могилу и спросил их: «Для кого готовите место последнего успокоения?». Ответ был суров: «Для Коркыта». По пробуждении испуганный Коркыт задумался о том, как избежать смерти.
В конце концов решил обойти все четыре стороны света. И везде ему попадались загадочные могильщики и вырытые ямы. В итоге вернулся на берег Сырдарьи – туда, где родился. Во сне к нему явился дух, который сообщил, что нужно смастерить кобыз и играть без перерыва, дабы избежать смерти. Старик постелил коврик на берегу и принялся играть на кобызе. Но однажды усталость все же одолела его, и он заснул. К спящему Коркыту подползла змея и нанесла смертельный укус».
Коркыт не только изобрел кобыз и такую популярную форму музыкального произведения, как кюй. Для казахов этот человек ассоциируется с долголетием и непримиримостью к печальным законам жизни. Он прожил триста лет.
Где упокоился Коркыт?
«Период жизни и деятельности Деда Коркыта – начало Х века, когда в бассейне реки Сырдарья появляется Огузское государство. Его столицей был город Жанакент (Янгикент) вблизи Аральского моря недалеко от населенного пункта Казалы в современной Кызылординской области, – рассказывает Алмасбек Әбсадық. – В конце Х века восточно-кипчакские племена вытеснили огузов с берегов Сырдарьи. Часть огузов ушла вдоль Каспийского моря на запад, и после ряда завоеваний основывает в Малой Азии Османское государство. Отток огузов на запад и усиление влияния кипчаков имело серьезные социально-политические и культурно-исторические последствия для Великой степи.
Все тюркские народы хранят единый образ Коркыта, но при этом придают ему собственные культурно-исторические черты. В традиционно-степной интерпретации Коркыт предстает перед нами как носитель концепции шаманизма, сказитель, исполнитель кюев. Огузская интерпретация стремится придать больше элементов мусульманского мировоззрения.
Коркыт похоронен в районе Сырдарьи в Казахстане. Место захоронения находится недалеко от станции Коркыт в Кармакшинском районе Кызылординской области. В конце ХІХ века произошел сильный паводок, и могила подверглась разрушению. Существует фотография 1898 года, на которой запечатлены остатки могилы на краю обрыва у реки Сырдарьи. Азербайджанские ученые в качестве места захоронения великого сказителя называют Дербент, а турецкие историки упоминают местность Масат в районе Байбурт в Турции. Исследователи еще не пришли к единому мнению относительно достоверности упомянутых могил. Однако все тюркские народы с большим почтением относятся к образу Коркыта и имеют собственные версии его биографии и места захоронения».
Общее достояние
В Казахстане прилагается немало усилий по сохранению наследия Коркыт-ата. Архитектурный памятник в форме кобыза в честь сказителя был сооружён в 1980 году в Кармакшинском районе Кызылординской области Казахстана. Когда дует ветер, монумент начинает «петь», и все проезжающие могут слышать песню ветра. На месте захоронения на берегу реки Сырдарьи приблизительно в X-XI вв. был воздвигнут мавзолей Коркыт-Тобе. В 1997 году памятник реставрировали. Это целый архитектурный ансамбль – амфитеатр, гостиница и другие объекты. В 2000 году там же создан музей.
В 2001 году в Казахстане учреждён Общественный фонд «Коркыт» с целью распространения знаний в обществе о воздействии культуры кочевых тюрков на мировую музыкальную культуру. С 2006 года Минкультом Республики Казахстан и акиматом города Кызылорда проводится Международный фестиваль «Коркыт и музыка Великой степи». В 2008 году в столице Казахстана Нур-Султане разбит сквер и установлен памятник-композиция «Коркыт кобыз». В 2018 году ЮНЕСКО приняло решение о включении наследия Коркыт-ата в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества. Именем Коркыта названы Кызылординский государственный университет, аэропорт «Коркыт-ата» в Кызылорде, улицы в городах Казахстана.
«Главное наследство Коркыта – его книга. Ее полное название: «Китаб дадам Коркуд гали лисан тайфа огузан», что означает «Книга деда Коркыта, написанная на огузском языке», – говорит Алмасбек Әбсадық. – В настоящее время есть два ее варианта: дрезденский (Германия) и ватиканский (Италия). Мотивы и сюжеты произведений являются древней основой и прототипом древнетюркского эпоса. Коркыт обычно изображается в качестве благославляющего судьбу народа старца, прорицателя, жреца-оракула. Он благословляет героические поступки батыров и беков, дает имена при рождении, присваивает почетные прозвища (лакаб) в зависимости от поступков, должностей и титулов. В произведении «Китаби дадам Коркуд» ярко прослеживаются картины кочевой жизни, поверья древнего тотемизма и шаманизма. И это свидетельствует о том, что данный литературный памятник является общим культурным достоянием тюркских народов и мира в целом».
Наверное, в Казахстане нет человека, который бы не слышал, как звучит кобыз. Игру на этом инструменте преподают в музыкальных школах, в колледжах. О том, как Коркыт создал кобыз, в древней книге говорится так: «Он хотел сотворить такой музыкальный инструмент, который мог бы воспроизвести голоса всех животных и явлений природы. Созданный им инструмент был похож на берцовую кость шестилетнего верблюда. Резонатором ему служила шкура верблюда-нара, подструнной подставкой – рога дикого козла, а струнами – волоски из хвоста пятилетнего жеребца».
Мурат ТЮЛЕЕВ
Фото с сайтов adebiportal.kz и nur.kz
****
«Мать Коркыта была непростой женщиной. Она носила своего ребенка в утробе три года и девять дней. Рождение малыша сопровождалось страшной грозой. Люди вокруг были напуганы и дали ребенку прозвище Коркыт (от слова «қорқу» – пугаться)».
Историк и собиратель казахского фольклора Василий Радлов
«Легенда о Коркыте глубоко оптимистична, смысл её заключается в том, что Коркыт нашел бессмертие в служении человечеству созданным им искусством».
Чокан Валиханов
«Сырдарья – константа духовной пассионарности, которая работает абсолютно автономно. Что такое кобыз Коркыта? Это торжество жизни над смертью!».
Мурат Ауэзов
«Образ Коркыта каждый ученый открывает для себя в мифологии разных стран. Кто-то в тюркских источниках, кто-то – в индийских, иные – в египетских. Так что есть предпосылки для серьезной научной работы, а в тесном сотрудничестве с казахстанскими учеными готовы работать туркменские, азербайджанские, турецкие исследователи».
Олжас Сулейменов