Чем может удивить родовое поместье великого поэта и почему так мало известно о его последней жене Еркежан? На эти вопросы отвечает энтузиаст проекта «Пижоны Восточно-Казахстанской области» Наталья ШИМОЛИНА.
История не отпускает
– Наталья, чем занимаются «Пижоны»?
– Мы изучаем интересные места нашей области и рассказываем о них, чтобы вдохновить других на развитие местного туризма. Наша деятельность абсолютно добровольческая. Силы, время и деньги на экспедиции тратим собственные. Взамен получаем намного больше – каждый из посещенных районов становится немного родным. Одним из таких мест для нас стало родовое поместье Абая Кунанбаева – Жидебай.
– Что стало самым большим открытием в этом направлении?
– Лично меня уже несколько лет не отпускает история его третьей жены Еркежан. Когда мы зашли в большой дом в Жидебае, нам сказали, что здесь Абай прожил последние одиннадцать лет жизни вместе с Еркежан. Женился он на ней по обычаю аменгерства, после смерти своего брата Оспана. По сути, это единственная информация, которая есть о ней. Однако если задуматься, можно сделать интересные выводы. Он мог жениться на ней, следуя обычаю, но продолжать жить в ауле с одной из других жен. Но он жил с Еркежан. Именно сюда приезжали его многочисленные гости. А кто их всех встречал? Хозяйка дома!
В воспоминаниях сына Абая Турагула можно прочитать: «Отец приехал в аул вместе с Еркежан». Значит, она не просто сидела дома. Абай брал ее с собой в поездки, она имела для него большое значение. Она была его соратницей, подругой. Но в доме, где она была хозяйкой, в шежире на всю стену она даже не упомянута. Есть его первая жена Айгерим, есть вторая – Дильда. Но нет Еркежан. Говорят, потому что она не смогла родить ребенка. Но еще до того, как она стала женой поэта, вместе с мужем Оспаном она воспитывала детей Асылбека – внуков Абая. Эта женщина была важной частью этой семьи. Неужели она не заслужила того, чтобы ее имя было увековечено в семейном древе?
– Учитывая, что вас так тронула эта история, планируете ли каким-то образом повлиять на увековечивание памяти Еркежан?
– Когда мы разберемся, какие для этого необходимы механизмы и кому можно адресовать это обращение, то да. Готовы даже профинансировать установление этой таблички. Каждая женщина, которая находится рядом с творческим человеком, понимает, сколько необходимо вложить в его поддержку – организовать быт, пока муж увлечен любимым делом, постоянно быть рядом. Мы все любим песню «Козiмнiн карасы», которую он посвятил Айгерим. Но не за лирику стал всемирно знаменит Абай, а за свои философские взгляды. Его свойство гения в том, что он смог взглянуть сквозь время. И это не молодые стихи, а мысли зрелого человека. И вместе с ним в это время была Еркежан. Хотя бы из-за этого всем стоит о ней помнить.
Не развлечься, а подумать
– Если говорить о развитии внутреннего туризма, насколько абаевские места могут быть привлекательны для жителей других регионов, для костанайцев?
– Однозначно могут! Но надо понимать, что это место, куда ты приедешь не развлечься, а подумать. Если вы окажетесь недалеко от Семея, не упустите возможность заехать в Жидебай. Чтобы ты там не почувствовал – слишком ли малым покажется мавзолей для величины Абая или, наоборот, впечатлит своей необычностью – это будут новые впечатления.
Я ощутила, что это сооружение, в которое вложено очень много души и таланта. Огромный комплекс, по краям которого четыре башенки-кельи. Говорят, что люди, приезжающие сюда, просят их оставить там на ночь или на сутки. Наделяют это место священным значением. Видно, что создавали его люди вдохновленные. Какие здесь орнаменты, какие формы. Все устремлено вверх.
Здесь думаешь о светлом. Что такого в Абае? Какое зерно он посеял, что его плоды не оставляют равнодушными людей по всему миру по сей день? Может быть, дело в этих пейзажах, которые он видел из окна каждый день и которые ты видишь сейчас...
А могила Еркежан выглядит трогательно. Маленькая, притулившаяся недалеко от основного строения. Думаю, если вы побываете там, то Абай в вашей жизни будет иметь гораздо большее значение, чем раньше.