Жизнь семьи ЗАКАЛЮЖНЫХ из села Гришенко Денисовского района наполнена трудом и приправлена удивительной смесью юмора, творчества и оптимизма. Словно те необычные кушанья, которые готовит глава семьи. К примеру, картофель с лимонной цедрой.
Интернационал
Деревянные бревна, резной наличник, колонны в огромном зале. Этот дом они построили сами. Объединили из двух. Проект делал глава семьи Сергей Закалюжный. Он же придумал хитрую систему: в доме газовое отопление, хотя газа в селе нет. Есть емкость, в которую закачивают газ, и в огромном доме тепло. Здесь к каждой комнате хозяева руки приложили. Всё делали вместе с супругой Гульмирой.
Мы сидим в зале возле колонны. Она, кстати, здесь не для красоты.
– Стена была тут несущая, а плиты короткие, так она поддерживает, – говорит Сергей.
Мы поднимаем голову: точно безопасно? Хозяин смеется: «Не бойтесь! Мы когда построили, гулянку закатили человек на сорок. Дом выдержал, значит, все в порядке!». Это он шутит, а потом серьезно добавляет: «Здесь по всему потолку швеллер с вагонов, не провалится!
Хорошее чувство юмора, украинские словечки в речи – мужчина по национальности украинец. Гульмира наполовину казашка, наполовину русская. Она с детства привыкла, что в доме и баурсаки жарят, и блины.
К слову, здесь всё село интернациональное. Сергей седьмой год подряд режет черную корову: приглашают муллу, раздают сладости и мясо нуждающимся, собираются всем селом. Дождя просят. До прошлого года всегда помогало.
Два КХ
– Вы что о ситуации в мире думаете? – спрашиваю хозяина. – Коронавирус, доллар...
– Живы будем – не помрем! – шутит Сергей.
Говорит, что у него сейчас другая забота. В прошлом году засуха была, неурожай. 0,8 центнера с гектара собрали, за сеном приходилось за 100 км ездить. Теперь главная забота – посеяться. Для этого нужно 100-110 тонн семян. И неизвестно, то ли в очередной кредит лезть, то ли скотину под нож пускать. «Хотя кредиты уже не дают, все заложено. Вот в этом году Гульмира трактор взяла, заложили склад, землю и сам трактор. Государство дает дотацию на обновление техники – 2 миллиона. Но они еще не получены, сейчас документы оформляются. А трактор уже взят. Его цена 9 млн 600 тысяч тенге. Три года назад такой же 3,6 миллиона стоил.
Семья выплачивает сейчас кредит по программе «Сыбага». В хозяйстве маточное поголовье, телки, быки, бараны, лошади. Удалось все сохранить, хотя отходов не было в том году. «Я сейчас шесть с половиной миллионов должен, – говорит хозяин. – Но без кредитов никак: чтобы развиваться, надо вкладывать». Сергей рассказывает, что с помощью госпрограмм, той же «Сыбаги», удалось поднять животноводство. Теперь развивать нужно.
– Мелким крестьянам сейчас сложно: раньше субсидии на каждый гектар давали, отменили. Теперь только на технику. А им не под силу...
Сергей таким помогает: в прошлом году дал в долг семена. И не стал требовать отдачи осенью: неурожай, нечем отдавать. Остается только на нынешний год надеяться.
Крестьянских хозяйств у Закалюжных два – КХ «Закалюжный» и КХ «Закалюжная». «Для чего?» – спрашиваю. «Ну вот если разводиться надумаем, и делить не надо будет, – смеется Сергей. – А если серьезно, то в сложной ситуации одно КХ можно заложить для того, чтобы второе выживало, развивалось».
Гульмира – действительный член команды. Она работает наравне с мужем, ее дело – бухгалтерия, налоги, отчеты. А если супруг уезжает, жена берет бразды правления в руки. Параллельно еще и в школе завхозом работает. Они вообще когда-нибудь отдыхают?
Волшебный вагончик
– 90-маточное поголовье, 342 барана, 200 бычков, 32 быка, 27 лошадей... – Сергей в своем хозяйстве знает каждую голову, каждую пядь земли. Команда работников сложилась крепкая, надежные 12 человек. Но он все равно во все вникает сам, так устроен: не отключается голова от забот. Наперед думает. Прошлым летом ездил сено косить аж за сто километров. Зато обеспечили свое стадо, которому в день 2 тонны сена надо.
– Сергей в сутки часа по два если спит – это хорошо, – рассказывает Гульмира. – Прикорнет ненадолго в кресле и снова бежит: проверяет, в поле, на базу. У него чутье: если случилось где что, он приходит прежде, чем ему скажут...
КХ Сергей Закалюжный основал в 1997 году. Сам он и до армии, и после армии в совхозе работал, работу знал. Решил начать свое дело. 20 лет назад познакомился с Гульмирой. Она приехала из соседнего села к нему в КХ работать поваром. Четыре года дружили, поженились. Двое сыновей подрастают. А тот вагончик, в котором Гуля работала, с тех пор волшебный: как ни устроится туда повариха или повар, так замуж выходят, женятся.
И еще одно удивление. При жене-поваре готовит в семье только Сергей. Всегда. И даже бесбармак варит сам. И за продукты для ежедневных блюд отвечает. Причем простые рецепты не любит, придумывает что-нибудь эдакое, экспериментирует. От отца это перенял и сыновей уже готовить научил. И суп сварить могут, и картошку пожарить.
Смена
У Данила красивая прическа. Он в восьмом классе. Младший брат Саша в третьем. Саша зимой бегает по улице в шортах, летом легко встает в пять утра, чтобы отмахать немалое расстояние – на рыбалку с другом. Сыновья к семейному делу тоже приобщены. Прошлым летом сторожили в поле. Несколько недель сами там были, готовили себе. Данил после школы решил учиться на программиста. «А я никуда не буду уезжать!» – заявляет младший Саша. Отец поддразнивает:
– Да ну? И кем же ты будешь работать?
– Кем? Кем и ты!