Как родителям следовать рекомендациям о досуге детей, и может ли писательство стать карантинным хобби. Говорим с поэтом отличником образования РК Александрой СУСЛОВОЙ.
Отцы и дети
– Александра Ильинична, всем родителям сегодня советуют читать вместе с детьми. И вообще проводить больше времени вместе. Как следовать этим советам, если родители привыкли, что ребенок всегда занят где-то не дома – в садике, школе, кружках?
– Общих советов здесь быть не может. Потому что в каждой семье разное отношение к чтению и разные привычки. Но каждой семье важно вместе с детьми сесть за стол переговоров и обсудить, что это вынужденное нахождение дома не время нудного ожидания, а возможность получить какую-то пользу. Моя старшая дочь со своим 10-летним сыном договорилась, что они будут жить по расписанию. Да, есть послабления – попозже можно проснуться с утра. Но послабления не отменяют требований. Обязанности ребенка по дому, спорт, учеба и, конечно, чтение.
Что делать, если ребенок не хочет? Принять это. Я сама попадалась в ловушку требовательного родительства, когда младшей дочери говорила, что надо обязательно прочитать что-то, «потому что я так сказал». У ребенка тогда поднялась температура, без других явных признаков простуды. Потому что организм сопротивлялся навязанному действию. Если ребенок не хочет, можно попробовать сделать это вместе с ним. Только при условии, что вы тоже этого хотите. Если будете мучить и ребенка, и себя, ничего не получится.
Поэтому взрослому тоже желательно иметь план на день. Я постоянно придумываю себе какие-то занятия. Например, опубликовать у себя на Фэйсбуке одну из своих сказок. И когда вижу в эти дни отзывы, что мои знакомые действительно их читают своим детям, очень радуюсь.
– Как автор вы видите, поменялись ли предпочтения нынешних детей по сравнению с предыдущими поколениями?
– Я думаю, поменялось прежде всего восприятие информации. Дети получают ее порционно, и формы контроля таковы, что ответы они должны давать короткие. Потому и разговаривают они часто, как будто пишут сообщения – коротко и по делу. Следовательно, и читать большие объемы информации им сложно. В то же время я уверена, что чтение – это то, что наполняет душу ребенка.
Меня иногда приглашают провести поэтический час в детском саду. И мы с малышами подбираем фразу, которая бы продолжила рифму. Или я спрашиваю у них, встречалась ли им какая-то строчка, от которой бы прямо слезки наворачивались. И такие строчки есть, например, «зайку бросила хозяйка». Поэтому, как бы ни было тяжело родителям, надо сделать всё, чтобы напитать душу ребенка хорошим. Очень уважаю семьи, которые даже при большой занятости формируют пусть маленькую, но домашнюю библиотеку. Или даже читают книги в планшете. Собирают их там. Это тоже усилие для ребенка.
Публиковать не спешите
– Если говорить о взрослых. С чего начать человеку, который давно хотел что-то написать и решил, что в карантине наконец пришло время для этого?
– Если хочется писать, и это идет от души и сердца, то писать нужно. Но как автор я придерживаюсь строгих правил и считаю, что сразу публиковать написанное не нужно. Любой текст должен созреть. Или как хорошее блюдо – настояться. У меня было множество случаев, когда готовый стих мне казался совершенным. Вроде бы все так хорошо получилось, все неровности вычищены, но, прочитав спустя неделю, я понимаю, насколько слабее получилось, чем мне казалось на первый взгляд. Поэтому человек, который выбирает это поприще (даже в качестве развлечения), должен понимать, что работа со словом – это труд. Кто-то из великих сказал, что проза – это хорошее слово в нужном месте, а поэзия – наилучшее слово в этом же месте.
– Насколько можно научиться литературному письму? Или это либо дано от природы, либо нет?
– Если говорить о стихах, то при минимальном знакомстве с техникой писать их сможет каждый. Вот только можно ли это называть стихами? Или же просто рифмованным текстом? Есть люди, которые не могут жить без того, чтобы не писать что-нибудь. И если они хотят повысить свой уровень письма, то им важно осознать одну важную вещь – когда мы читаем какую-то книгу с удовольствием, то зачастую дело не в мастерски составленных предложениях, а в том, что в этом произведении через край выливается душа автора. Можно научить человека грамматике и орфографии и даже композиции произведения, но содержание зависит только от него самого.
Чем вы наполняете себя? Какими впечатлениями, каким общением, книгами, фильмами, мыслями? Не так давно я перечитала «Вчерашний мир» Стефана Цвейга, воспоминания о довоенной Европе. Столько слез пролила. И все потому, что Цвейг пропустил эти впечатления через себя. Поэтому чем больше человек себя наполняет, тем интереснее его внутреннее содержание и тем лучше его произведения.
– Получается, многое так или иначе упирается в необходимость и пользу чтения?
– Великий Рэд Брэдберри говорил, что есть преступление более страшное, чем сжигать книги – не читать их. И в этом я склонна с ним согласиться.