Сегодня ни одна международная тема не обходится без упоминания пандемии. У каждого государства сложился свой подход к решению проблемы. Об этом говорим с доцентом кафедры истории Казахстана КГУ им. А. Байтурсынова кандидатом исторических наук Серикжаном ИСМАИЛОВЫМ.
Гуманизм или?..
– Серикжан Сагиндыкович, в сложившейся ситуации Россия приняла позицию активного соучастия. Но все-таки та же гуманитарная помощь Италии – чего здесь больше, гуманизма или политики?
– Масштабы распространения эпидемии в Италии беспрецедентны, поэтому любая помощь этой стране необходима, и смотреть на это с политической точки зрения было бы неверно. Здесь все-таки больше гуманитарной составляющей. Между Италией и Россией давние партнерские отношения еще со времен премьер-министра Берлускони, друга Владимира Путина. Здесь налицо искреннее желание помочь дружескому народу. Италии оказывают помощь и Китай, Куба, другие страны.
– В то же время Европа оказалась расколотой в ситуации с вирусом. Как следствие, в разных странах борьба с ним идет по-разному...
– Евросоюз, к сожалению, в данной ситуации проявил себя не с лучшей стороны. Страны изолировались друг от друга не только физически, но и в плане оказания помощи. В СМИ пока нет сведений о размерах помощи между членами ЕС: финансовой, медицинской, материальной или другой. Италия получила лишь устные заверения от европейских чиновников о помощи. Внутри собственных границ правительства выделяют большие средства населению, медицине, бизнесу. В той же Германии, Франции. Коронавирус выявил отнюдь не единую Европу, а разобщенную. По сути, европейские государства стали жить по принципам карантина: каждый сидит дома и не выходит на улицу, не помогает соседу и т.д. Такая тактика может отрицательно сказаться на принципах «общеевропейского дома». Мир, наверное, сильно изменится после пандемии. Вслед за Brexit могут последовать аналогичные шаги со стороны других стран.
Неприятие и отрицание
– Президент США Дональд Трамп неоднократно призывал завершить карантин и открыть страну в апреле. Он считает, что карантин нанесет больше вреда экономике, чем вирус.
– Америка одной из первых стала закрывать все сообщения с Китаем, Европой и другими странами из-за COVID-19. Все эксперты сходятся во мнении, что ущерб от распространения коронавируса будет достаточно масштабным. Пострадают как большие, так и маленькие страны, ведь в настоящее время экономики всех стран переплетены, и в этом их уязвимость. Трамп, как бизнесмен, понимает отрицательные последствия такой изоляции для экономики США, но, с другой стороны, подобные высказывания, в сущности, в его стиле.
Посмотрите, сейчас по масштабам распространения и количеству заболевших (более 524 тысяч человек) США вышли на первое место, что говорит о развитии пандемии и в этой достаточно благополучной и развитой стране. Поэтому вряд ли в апреле Трамп пойдет на такой шаг. В то же время ему нужно срочно принимать меры. Победа над вирусом может помочь ему на выборах, которые состоятся уже в конце этого года.
– Белоруссия прославилась мягкими мерами в период пандемии. К чему может привести эта политика неприятия и отрицания?
– Беларусь – единственная страна, которая пока не объявила о карантине и закрытии своих границ. Лукашенко считает такие меры бесполезными и неадекватными в борьбе с пандемией. Если посмотреть статистику, то в этой стране количество больных превысило 2200, а количество умерших – 23 человека (по данным на 11 апреля). Дата выявления первого больного – 10 марта, и масштабы заболевания растут. В Беларуси идет даже внутренний чемпионат по футболу, хотя многие болельщики требуют приостановить его из-за пандемии. Думаю, что в ближайшее время Беларусь примет более адекватные меры исходя из мирового опыта. Несоблюдение карантинных мер приведет к большому распространению болезни и росту числа умерших.
Мы и Corona Virus Disease
– Насколько правильными оказались меры, принятые в Казахстане?
– Я считаю, что меры, принятые в Казахстане, полностью оправданы с точки зрения безопасности здоровья нации. Был учтен опыт других стран, в первую очередь Китая. Конечно, ситуация с COVID-19 сильно ударит по нашей экономике, ведь она совпала еще и с резким падением цен на нефть. Такая турбулентность в экономической жизни страны не обещает ничего хорошего. Но, с другой стороны, она позволяет посмотреть на ситуацию с другого ракурса: насколько казахстанское общество готово к таким вызовам и как мы можем использовать это для собственной выгоды? Закрытие страны – явление временное, границы рано или поздно откроются. Но уже сейчас для нашего бизнеса, возможно, появляются новые стартовые возможности для освоения новых производств, выпуска такой продукции, которая необходима людям каждый день. «Экономика простых вещей», как показала практика, оказалась особо востребованной в экстремальной ситуации.
Президент Касым-Жомарт Токаев выбрал единственно правильную позицию, когда сразу объявил ЧП и жесткие меры по предотвращению распространения коронавируса. Новый пакет мер поддержки населения и бизнеса должен смягчить экономические последствия пандемии. Одномоментно вирус показал, насколько общество и власть готовы к подобным вызовам.
Хочется отметить, что власть адекватно отреагировала на COVID-19, в то время как отдельные граждане порой не до конца осознают всей серьезности ситуации. Продление режима ЧП – своевременная мера, и каждый думающий человек воспринимает эту меру как необходимую. Пандемия, при всей своей негативной природе, напомнила нам самим о том, что всегда составляло лучшую сторону каждого из нас: о доброте, сострадании, любви и взаимопомощи.
Фото Сергея МИРОНОВА и vedomosti.ru