Девкой была я, вербой – тал.
Посыл
Хоть убейте, считаю нечестной торговлю природными дарами, для произрастания которых не требовались личные вложения. Из-за внутреннего протеста в Вербное воскресенье я часто оказываюсь и вовсе без заветных прутиков. Всегда было интересно – где вообще люди нарезают столько вербы, что способны покрыть весь православный спрос Костаная? Гонимая любопытством в прошедшие выходные отправилась к воде, чтобы нарезать «товар».
Топи да болота
И синий плат небес иже с ними. Не в прямом смысле болота, конечно. Но при виде грязной жижи – смеси снега и земли – подумалось именно так. В поисках пушистых веточек мне пришлось пройти по жиже не один километр вдоль Тобола. Ноги намокли. Да и дорогостоящую обувку стало жалко.
Изначально мне подумалось, что заветные веточки должны расти на тех деревьях, что расположены ближе к воде. Позже выяснилось, что логика была неверна – в первую очередь цветут деревья, что растут подальше от влаги. Я так себе кумекаю, что это из-за разницы в температурах, видимо, у берега вода холоднее, дольше прогревается под весенним солнцем. Пока я это понимала, потеряла добрый час времени. В итоге: по колено в грязи, по подбородок в соплях я вышла-таки на трассу с небольшой охапкой вербы (позже выяснится, что это тал). С этим добром отправилась на реализацию.
Точки продаж
Я выбрала те, где в прошлые годы наблюдала продавцов прутиков – Центральный рынок Костаная и возле храма, что неподалеку. Ближе к обеду публика уже собралась. В числе торгующих природными дарами были не только люди старшего поколения, но и молодежь. Не только женщины, но и мужчины. Все прилично одетые. Друг от друга все держались столбами. Конкуренты!
Ценообразование
Оно, как выяснилось, берется из головы. В зависимости от длины веточек. Самые короткие – по 20 тенге. Самые длинные да пушистые – до 100 тенге за штуку. Моя соседка стоимость объяснила тем, что бензин нынче дорогой, а хождения по грязи и вовсе бесценны. Она же пожаловалась, что в прошлом году торговля шла бойче.
Выручка
На церкви торговля не пошла. Уж не знаю почему, но покупателей было меньше, чем продавцов. Рынок – другое дело. За пару часов, что я простояла со своим скорбным пакетиком (у моих конкурентов были огромные баулы), выручила... тысячу тенге! Покупатели к цене не придирались.
Разница
А теперь поясню. Для меня стало открытием, что продавала я никакую не вербу, а иву. К своему стыду, раньше разницы не понимала. А она проста: у вербы веточки красные, тал же имеет серую ветку. С теми же пушистиками в обоих случаях.
Теперь сижу и думаю: повторю ли я свой опыт в следующем году? Знаете, если коронавирусный кризис сильно вдарит по семейному бюджету – почему бы и нет. Ведь теперь знаю, где лучше рвать, как распознать вербу, да и спрос есть, значит, надо помогать предложению.