С этого года Казахстан перешел на европейские технические стандарты для проектирования зданий и сооружений. Внедрение Еврокодов пока сулит лишь проблемы – и в сфере строительства, и в сфере производства стройматериалов. Это мнение представителей этих сфер.
Плюсы в минусе
С 1 января этого года в Казахстане отменены ранее действующие нормативно-технические документы в сфере строительства. Теперь все жилые и нежилые объекты должны проектировать на основе системы Еврокодов – комплекса европейских стандартов (EN), разработанных европейской организацией по стандартизации.
В Казахстане подготовка к переходу началась в 2010 году, занимались ею в Казахстанском научно-исследовательском и проектном институте строительства и архитектуры (АО «КазНИИСА»). Еще несколько лет назад советник гендиректора АО Миркен Абаканов в интервью республиканским СМИ говорил о том, что реформа затрагивает всю систему техрегулирования строительной отрасли страны – нормативно-техническую и правовую базу, системы контроля и надзора, ценообразование. Еврокоды должны применяться при проектировании и строительстве зданий, мостов, других конструкций, на основе Еврокодов должны производиться строительные материалы – бетон, сталь, кирпич и другие.
На сайте КазНИИСА много информации о преимуществах перехода к Еврокодам. Интеграция с европейской и мировой системами, устранение технических барьеров, совершенствование методов нормирования, повышение уровня и конкурентоспособности наших специалистов, реализация иностранных инвестпроектов. Список большой, вот только пока плюсы в минусе.
Коэффициент надежности
– Нам сказали: забудьте весь свой опыт, работать теперь надо по-новому, – говорит инженер ТОО «Институт «Агромпроект» Евгений Ногин.
Он один из тех, кто принял участие в обучающем семинаре «Применение строительных норм СП РК EN, Еврокодов в проектировании и строительстве зданий и сооружений». Курс читали преподаватели Корпоративного университета АО
«КазНИИСА», в марте Ассоциация строителей по Костанайской области организовала обучение, преподавателей приглашали к нам.
Ногин объясняет: раньше на территории СССР действовали нормы и правила СССР, СниПы,
которые разрабатывались очень тщательно, действовали долгие годы. Когда Союз распался, каждая республика начала создавать свои стандарты на основе советских. Теперь и от них отказались, с этого года за основу взяты стандарты Евросоюза.
Они не плохие. Они другие. Прежде в расчет устойчивости и безопасности строений входили нормативные значения нагрузок и коэффициенты по условиям работы и надежности. Расчет выполнялся на самое неблагоприятное сочетание нагрузок. Теперь же для каждого расчета, коих немало – погодное воздействие, собственный вес конструкции, внешние нагрузки и т. д.
– нужно делать несколько сочетаний, выводить максимальный и минимальный коэффициенты. Для каждого сочетания выполняется расчет и выбирается наиболее благоприятный. На его основе принимается решение. Для каждой конструкции, для каждого материала.
Евгений пробовал делать простейший расчет с учетом двух показателей – это заняло у него полдня. И это при том, что он работает в своей сфере уже около тридцати лет.
Процесс обучения
– 478 брошюр по 150-200 страниц каждая – это всё Еврокоды, – продолжает Ногин. – Как найти время на то, чтобы это все хотя бы прочитать? А ведь читать мало, надо изучить, знать. В Европе иной принцип организации работы. У нас все расчеты по объекту может делать один специалист. У них один собирает нагрузки, другой выполняет расчет конструкций. Там строительные компании крупные. У нас малокомплектные, экономически не выгодно содержать большой штат. Нет, конечно, необходимость привести в порядок прежние нормативы была, но можно было доработать уже имеющиеся. Или же сначала подготовить новых специалистов...
Вопрос подготовки специалистов по Еврокодам поднимался и в республиканских СМИ. В 2018 году на портале Zakon.kz писали, что из 40 вузов строительного направления только в двух планировалось включить соответствующую дисциплину в программу, в одном про Еврокоды уже читали. Как дела у нас в регионе? Завкафедрой строительства и строительного материаловедения Рудненского индустриального института Ольга Мерюк объяснила: о переходе студентам рассказывают уже в течение десяти лет. Но стандарты, которые актуализированы только в этом году, еще не изучены досконально – не было информации о них, не было возможности. Теперь появятся в дисциплине.
Рациональное предложение
– Проектирование в Еврокодах позволит казахстанским компаниям выйти на мировой строительный рынок, – говорит исполнительный директор Ассоциации строителей по Костанайской области Ирина Викулова. – Но полагаем, что делать это надо взвешенно, без ажиотажа, отложить полный отказ от прежних нормативно-технических документов хотя бы на 5 лет.
Ирина Ильинична говорит, что Ассоциация уже направила письма в НПП РК «Атамекен», в уполномоченный орган по делам строительства. В письмах замечания практиков. Сообщество полагает, что строительная отрасль области к нововведениям пока не готова.
Переподготовка проектировщиков проведена не в полном объеме, потребуются средства на программное обеспечение для работы по Еврокодам. Много вопросов к содержанию новых нормативных документов. По мнению кандидата технических наук, профессора, почётного строителя Казахстана Юрия Максимова, который участвовал в разработке новых норм, в переводе Еврокодов есть неточности, значительно влияющие на расчеты при проектировании. Есть в кодах и пункты, которые противоречат друг другу, исключают использование казахстанской арматуры, бетонов, изделий, регламентирующихся нормами безопасности.
Еще один важный довод: промышленность региона не готова к реализации европейских требований. Местным заводам нужно провести адаптацию строительных производств. А это время, средства. Эксперты, участвующие в разработке Еврокодов для Казахстана, утверждают, что большие запасы прочности, предусмотренные новыми стандартами, приведут к удорожанию сметной стоимости строительства примерно на 25-30%. Плюс удорожание материалов – еще 30%. Казахстанская сталь стоит 250000 тенге за тонну, европейская – 460000. Приобретение импортной стали не только повысит цены, но и сократит местный компонент.
Кстати, другие страны бывшего Союза этим путем не пошли: Белоруссия ввела и отказалась, Россия пока не вводит. У нас же... Хочется верить, что теоретики услышат практиков. Они не отрицают, они предлагают выход. На внедрение Еврокодов Казахстан только за пять первых лет подготовки затратил 4 млрд тенге («Казправда», 1.01.2015 г.). Не хотелось бы, чтобы эти деньги были потрачены на покупку кота в мешке. И еще. Строители говорят, что все пункты ранее действовавших норм построены на их крови: каждая ошибка, каждый несчастный случай анализировался, делались перерасчеты, вносились изменения. Было бы справедливо, чтобы новые стандарты уточнялись до, а не после возможных жертв.
«Можно было подготовиться»
Берик ТАНЖАРИКОВ, руководитель облуправления строительства, архитектуры и градостроительства:
– Последние пять лет шла подготовка, информации о переходе было достаточно – доводили до сведения как государственным, так и частным предприятиям. За пять лет можно было подготовиться. А если предприятия не подготовились, это их ответственность. Я считаю, что к Еврокодам мы готовы. Сотрудники контролирующей организации – филиала РГП «Госэкспертиза» по Костанайской области – обучение прошли на 100%.
«Государство самоустранилось»
Вячеслав КОЗАК, почетный строитель Казахстана, ветеран Госэкспертизы:
– По счастью, мне не пришлось сталкиваться с Еврокодами – я завершил трудовую деятельность в Госэкспертизе в тот момент, когда только готовились к переходу. Специалистов обучали этому процессу, они приезжали и хватались за голову: не готово наше строительство. Материал добросовестно не переработан, сырой. Подготовка к новой концепции практически не проводилась. Старые СНиПы были более наработанными. Да, проблемы возникали. В СССР работали огромные институты по созданию нормативных документов. Сейчас используют готовое, дорабатывается это готовое не всегда корректно. Всё потому, что нет специалистов в фундаментальных науках и отраслях. От этого направления государство самоустранилось, переложило все в частные руки. А частнику наплевать – он не создает научной базы. Что дальше? Пройдет несколько лет, и мы будем специалистов нанимать за рубежом – своих не останется.