Считал, что искусство с бизнесом мешать нельзя. Верил: кино помогает в воспитании патриотизма. Старожил киноиндустрии Костанайской области, киномеханик со стажем более полувека – Виктор ГАЛКИН. Недавно его не стало... В последнем интервью «КН» он был очень искренним.
С надеждой
– Да, всю жизнь отдал кино, и нисколько не жалею. Я в этом деле с 1958 года, – рассказывал Виктор Анисимович. – Костанайский кино-бизнес. Хотя тогда бизнеса не было, только искусство. Зачем их смешали?! Зря. Ведь важнейшее из искусств – кино – большой рычаг в деле патриотизма. Во всяком случае, был в советские годы.
Сегодня заметнее, что в кадре игра, а не жизнь. Поучиться бы сегодняшним воротилам кинобизнеса у советской киношколы. Хотя есть, конечно, и сейчас фильмы, которым веришь. Исторические, о войне. Хорошо, что прошло время, когда снимали только о разборках преступников. Надежда на то, что у большого кино есть будущее, остается.
Начало
– Для меня самым первым был кинотеатр «Зимний». И для Костаная он был первым. На месте сегодняшней мечети возле ЦУМа. Поступил я туда учеником киномеханика, в 15 лет. Сосед там работал, вот и предложил – мол, уже взрослая жизнь не за горами. Конечно, я согласился. Ведь кино в то время – это было настоящее чудо.
Свой первый фильм не помню, а вот ситуацию – да. В то время утренний сеанс в кинотеатре назначали на 8.00. Народу полный зал. А киномеханика нет, опаздывал. Ко мне директор: мол, сможешь сам запустить? Да запросто! И пошло дело. Потом был Алма-Атинский кинотехникум. После я вернулся в Кустанай. На родину. Кстати, старый кинотеатр тогда перестроили и назвали «Родина». Символично.
Большая любовь
– Все советские фильмы, что показывают сегодня на телеканале «Дом кино», как раз тогда и были. Мне очень нравилась картина «Шофер поневоле», в 1958 году вышла на экран. Там два Ивана Ивановича ехали в командировку – начальник и его шофер. Случайно перепутали документы, и водителя приняли за начальника. В своем роде версия старого сюжета «Принц и нищий». Очень веселая комедия. Зрители смеялись все два часа. И я вместе с ними. Тогда в день было по 9-10 сеансов. Помню, «Тихий Дон» показывали. Так последний сеанс был на 12 часов ночи. И всё равно народу было битком.
Судьба
– Почему остался в профессии?.. Судьба. Влюбился в свою работу. Причем настолько сильно, что всю аппаратуру во всех (!) кинотеатрах Костанайской области в советские годы я монтировал. А кинотеатров в то время было за сотню. В каждом районе и селе. Тогда было отдельное управление кинофикации. Не один год на этот монтаж ушло. А когда все кинопроекторы запустил, вернулся сюда, стал работать в кинотеатре «Костанай». Жалко, что у него такая судьба. Какой отличный зал был, самый большой в Казахстане. Хочется верить, что у киноискусства будет иная судьба...