Проблема оплаты аренды жилья сегодня актуальна даже для тех, кто никогда не просил помощи. Нет работы – нет и крыши над головой. Готовых решений-отсрочек тоже нет, в каждой истории своя формула.
В первый раз
Комната в девять квадратных метров служит для четырех человек и спальней, и кухней, и залом. В углу корпешки – их расстилают на ночь, на них и спят. Но даже этого скромного жилья семья Жанары СУЛЕЙМЕНОВОЙ может лишиться. В конце марта женщина получила выплату в 42500 тенге. Из них 32000 отдала за комнату в общежитии, коммуналку. На 10000 (остаток) и 12000 (алименты на детей) жили вчетвером месяц. Сейчас вновь подходит срок оплаты жилья. Из общежития уже многие уехали, например, обратно в сёла. У Жанары запасного аэродрома нет.
– Я всегда решала свои проблемы сама. Но сейчас сложилась такая ситуация, когда впервые не знаю, что делать, – говорит Жанара.
В 2019-м старший сын поступил на грант в алматинский вуз, все сбережения она потратила на оплату жилья для него. До ЧП справлялись: сын учился и подрабатывал. Она тоже работала: торговым представителем, продавцом, менеджером. У нее грамотная речь, хорошо ладит с людьми. Последнее место работы – ЦУМ. С 17 марта торговый центр закрыт, Жанара без работы.
Детей трое: старшему 19 (ему, кстати, в выплате 42500 отказали), средней – 15, младшей – 7 лет. В случае, если придется съезжать из общежития, они останутся без крыши над головой. Идти некуда. Жанара хотела на время устроиться в городской Центр адаптации для женщин и детей (с младшими дочками). Мы связались с руководителем отдела занятости и соцпрограмм города Акбопе Манатовой. Ответ неутешительный: в период карантина нет возможности поселить туда новых жильцов. Для того чтобы обезопасить уже проживающих, новички должны провести две недели в карантине, но в Центре это сделать невозможно.
Пока не выселяют
Валентина ГУДУМАК тоже получила выплату в 42500. У ее 15-летней дочери Агнессы болезнь Гиршпрунга, аномалия развития толстой кишки. Полученные деньги Валентина потратила в основном на лекарства, витамины, памперсы – то, без чего ее ребенку не обойтись. Лишь малую толику отдала квартирной хозяйке. И теперь у нее уже месячная просрочка – квартира, где живут мама с дочкой, стоит 70000 тенге в месяц.
У Агнессы нет инвалидности, поэтому Валентина не попадает в перечень тех, кто может получить компенсацию на оплату комуслуг. Из квартиры дочку с мамой пока не выселяют. Но что будет завтра? До карантина Валентина работала в частной художественной школе, совмещала должность
вахтера и уборщицы. Еще и мыла подъезды.
Жить в машине?
– Я своей квартирной хозяйке тоже сказал, что в этом месяце оплатить проживание не смогу, – говорит костанаец Сергей КАЛЮЖНЫЙ. – Пока не выселяет, но если такая ситуация продлится, придется жить в машине.
Сергей – директор небольшого ТОО, которое занимается развозкой угля частным лицам. Сейчас трое его сотрудников в вынужденном отпуске, сам он едва смог получить разрешение на передвижение по городу. Но доходов нет, он не может заплатить зарплату даже сам себе.
Мужчина говорит, что давно пора поднять вопрос аренды квартир, упорядочить его и узаконить. Ведь большинство сегодня снимают жилье у частных лиц, которые не платят налоги, не зарегистрированы как квартиросдатчики, поэтому и договоры даже не заключают. Если бы вопрос сдачи и съема жилья был узаконен, можно было бы поднимать проблему на госуровне, просить государство оказать содействие. Ведь объявили же налоговые каникулы, многие банки также предоставили отсрочку на выплату кредитов.
Пример = исключение из правил
Никаких «каникул» для тех, кто оплачивает съемное жилье, не будет. Ни для тех, кто арендует его на законных основаниях, по договору, ни уж тем более для тех, кто в тени. В областном штабе сообщили, что таких мер не предусмотрено. Арендодатель должен сам принять решение.
Исходя из того, что писали наши читатели, которых мы попросили поделиться своими историями взаимоотношений с арендодателями, решения разные. У кого-то на период карантина и вынужденной безработицы жилье оплачивает компания, кто-то договаривается с арендодателем об отсрочке (но потом все деньги нужно будет выплатить разом).
А вот костанаец Дмитрий Дешериев своим квартирантам сам предложил отстрочку. Знает, что они временно без работы, глава семьи на вахты ездил до ЧП, сейчас дома.
– Я знаю, как это, когда тебе нужно найти жилье, когда переживаешь за то, что его нечем будет оплатить, – говорит Дмитрий. – Сам через это прошел. Наверное, тому, кто испытал сложности, проще понять другого. Да, время сейчас сложное. Но, главное – оставаться человеком в любой ситуации.
Хороший пример, но, судя по всему, он же – исключение из правил.
Добрых людей больше
– Я все равно верю, что мы не останемся на улице, – говорит Жанара Сулейменова. – Добрых людей вокруг очень много. Когда в марте мне позвонили и сказали, что ЦУМ закрыт, я была на улице. Не могла сдержать эмоций и слез в разговоре. Мимо проходил какой-то парень, он услышал, о чем я говорю, зашел в магазин и купил мне продукты. Меня это так тронуло...
Поиски выхода и добрых людей привели нас с Жанарой к волонтерам. Сегодня этот общественный институт помогает решить проблемы тех, кому нечем платить за жилье. У нас в области около тридцати объединений, которые сегодня собирают деньги и продуктовые пакеты для нуждающихся. Руководитель одного из них, созданного при Костанайском высшем политехническом колледже, Анастасия Пушкарева говорит, что за эти недели к ним обратились 20 человек, которым нужна помощь. Среди них трое – как раз те, кому нечем платить за жилье. Ребята сами собирали для них деньги, продукты.
Глава волонтерского клуба при «Гражданском альянсе Костанайской области «ГрИн» Динара Утебаева говорит, что их волонтеры тоже оказывают помощь людям, которым нечем оплачивать жилье. Одна из них – жительница Костаная Лейла Балгабаева. Около десяти лет назад мы писали о ней как о человеке, которому нужна помощь – у Лейлы четверо детей, трое из них больны гемофилией. Сегодня Лейла – героиня, которая помогает другим. Помогла женщине, которая работала техничкой и лишилась работы. Выплату в 42500 ей не одобрили. Лейла договорилась со знакомыми в лесхозе, чтобы женщину взяли на работу туда и выделили жилье. Волонтеры помогли ей купить утят, чтобы выращивала на продажу. Продуктами помогли.
Хотелось бы на этой хорошей ноте и завершить. Но не у всех героев материала хэппи энд, пока, наоборот. Судьбой Валентины ГУДУМАК сейчас занимается Лейла Балгабаева. Вы можете ей помочь и принять участие в судьбе Жанары Сулейменовой. Она ведь недаром уверена в том, что добрых людей вокруг очень много.
P.S. Контакты Жанары и Валентины у автора – mari-shilo@yandex.ru.
«Об этом должны позаботиться власти»
Известный казахстанский адвокат, правозащитник Джохар УТЕБЕКОВ согласен с тем, что данный период обозначил проблемные сферы. К примеру, ту же ситуацию с теневой арендой.
– В России вопрос по аренде решили на государственном уровне, у нас пока нет. Ситуация двоякая: арендодатели – это люди, которые сами порой могут оказаться на грани выживания. Это сложный вопрос, он требует тщательного продуманного решения, о котором должны позаботиться власти. Что же касается тех, кто сдает квартиры нелегально, эта ситуация свойственна не только вашему региону. И государство не занималось этим вопросом серьезно: нужно было находить нелегальных арендодателей, регистрировать. Сейчас же, в режиме ЧП, проблема проявилась – неизвестно даже, сколько на самом деле у нас людей сдает жилье. Кстати, в Костанае еще более терпимая ситуация. В Караганде из-за близости к столице в связи с режимом ЧП, цены на съемное жилье выросли.
Поступок...
В Актобе полицейский оплатил долг за съемное жилье семье с маленькими детьми, передает zakon.kz.
Скандал возник между хозяйкой квартиры и арендаторами.
У молодой семьи не было денег погасить долг. Муж временно остался без работы, жена дома с маленькими детьми. Хозяйка вызвала полицию. Приехавший на место Бахтияр Жакупов пожалел семью и погасил их долг за месяц (40 тысяч тенге). Добрый поступок остался бы незамеченным, если бы люди не написали слова благодарности в соцсетях.