75-летний юбилей Победы в Великой Отечественной войне в центре политических дискуссий.
Дело в сроках
Из-за ситуации с коронавирусом в России перенесли парады. Все запланированное проведут, но позже. Называют и 24 июня (юбилей парада Победы 1945 года в Москве), и 3 сентября (дата окончания Второй мировой войны), и даже 7 ноября (в честь военного парада 1941 года).
В Казахстане парад в честь Дня Победы по той же причине, что и в России, решили отменить еще раньше – 12 марта. Но поездка в Москву на празднование остается в планах Касым-Жомарта Токаева. Владимир Путин пригласил и воинские формирования стран СНГ пройти в парадном строю. Подтвердили участие своих военных в параде Победы в Москве Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан – все члены военного блока ОДКБ. Парад на Красной площади должен был стать самым крупным в истории. И, надо полагать, президент России ни за что не упустит возможность это сделать.
«У Конева не было маски»
Западные СМИ не преминули съязвить, что ничто не мешает российскому министру обороны, пригласившему в Москву делегации из 20 иностранных армий, продолжать подготовку к параду. Би-би-си цитирует оппозиционного лидера А. Навального, назвавшего репетицию парада в пригороде Москвы, не иначе как «идиотизмом». Причина его язвительности: «никто из присутствовавших там военных не был в маске».
Такая же чудовищная логика у инициаторов сноса в Чехии памятника маршалу Ивану Коневу, освободителю Освенцима и Чехии от нацистов. Староста пражского района цинично написал в соцсети: «У Конева не было маски, и поэтому с ним пришлось распрощаться». Прозвучало и признание, что нынешняя пандемия «упростила ситуацию». Другой староста пражского района Ржепорые в прошлом году выступил с инициативой установки памятника власовцам из коллаборационистской Русской освободительной армии. Фактически вместо памятника Коневу.
Война: Великая Отечественная или Вторая мировая?!
Страны СНГ, не входящие в ОДКБ, заняли примиренческую позицию. Там исчезает из официального употребления сам термин «Великая Отечественная война». В Азербайджане 9 мая отмечают День Победы над фашизмом с уточнением – в годы Второй мировой войны. В Узбекистане власти не поддерживают акцию «Бессмертный полк», но Дни памяти и почестей 8 и 9 мая объявлены выходными. В список официальных праздников Туркменистана 9 мая не включен, но остается политической датой как День Победы. Власти Молдовы решили усидеть «на двух стульях»: парламент, вопреки протесту коммунистов и социалистов, принял закон о праздновании 9 мая не только как Дня Победы, но и как Дня Европы. День Европы не имеет отношения к 1945 году, но ведь будут думать, что это не Красная армия, а Европа сама себя освободила от фашистов.
Власти Украины сдвинули праздник на второй план. Теперь отмечают под траурную музыку вначале 8 мая как День памяти и примирения, а затем 9 мая – как День победы над нацизмом во Второй мировой войне. Ежегодно в мае проходят два альтернативных мероприятия: на востоке Украины – шествия под лозунгом «Никто не забыт, ничто не забыто» (аналог «Бессмертного полка»), а на западе чествуют ветеранов Украинской повстанческой армии (УПА), во Львове проводят марш «Величие духа» и экскурсии школьников по музею мундиров и оружия украинской дивизии СС «Галичина».
«Войны памяти»
Вот и выходит, что «Войны памяти», которые разворачиваются в дни 75-летнего юбилея Великой Победы – это не войны историков, это войны политиков. Они развязываются по абсолютно прагматичным геополитическим основаниям. Уравнивание двух оккупаций – нацистской и советской – в рамках «концепции тоталитаризма» привело к тому, что в 2009 году Европейский парламент установил 23 августа как День памяти жертв двух тоталитаризмов – фашистского и советского. Обострение отношений в Европе в результате кризиса вокруг Украины открыло новый фронт войны памяти на восточном направлении. Последовала резолюция Европарламента (предложенная польскими и прибалтийскими депутатами) 2019 года, возложившая на Советский Союз равную с Германией ответственность за начало Второй мировой войны.
Не признавать характер войны с фашистской Германией как Отечественной (с 23 июня 1941 года), со ссылкой на решения международных организаций, просто глупо и оскорбительно, в первую очередь для ветеранов. Уроки истории забывать негоже. Моя мать, трактористка из украинского села, участница Сталинградской битвы, никогда бы это не приняла.
Дмитрий ЛЕГКИЙ, доктор исторических наук, профессор КГУ им. Байтурсынова
Фото из архива Константина ВИШНИЧЕНКО