Ситуация с закрытием практически всех стран на карантин породила множество конспирологических идей.
Плодятся теории заговоров, сыплются обвинения в адрес ученых и политиков. Вовлечены в этот спор оказались даже авторитетные издания. Недавно Первый канал, к примеру, обрушился на Билла Гейтса, обвинив его едва ли не в мальтузианстве (демографическая теория). Об изменениях – личностных и глобальных, – которые может вызвать пандемия, беседуем с кандидатом исторических наук доцентом КГУ им. А. Байтурсынова Айбеком ШАЛГИМБЕКОВЫМ.
Рукопожатие Фаучи
– Айбек Батырханович, основной лейтмотив выступлений разных известных людей таков: мир после коронавируса не будет прежним. Грядут какие-то изменения в мироустройстве, политике, общественном сознании. Ходовой фразой в дискуссиях стало: ищите тех, кому это выгодно! Какова ваша точка зрения? Действительно ли так кардинально изменится мир?
– Коронавирус, если абстрагироваться от тех карантинных мер, которые были приняты повсеместно, заставил человечество забыть о других проблемах. Померк по сравнению с ним даже небывалый нефтяной коллапс. На какое-то время оказались забыты болезни, которые по своей природе являются более опасными – СПИД, туберкулез и т.д. Кто сейчас помнит, что Казахстан одно время лидировал по количеству больных туберкулезом среди стран СНГ?
Но если оглянуться в прошлое, то мы можем увидеть, что определенный баланс в вопросах международной политики, экономики и народонаселения в свое время подводили войны. Мир всегда начинал заново после Первой и Второй мировых войн. Практически с нуля выстраивались отношения между странами, принимались новые законы в сфере народного хозяйства, внутренней политики, образования и многое другое. Возможно, что сегодня роль подобной глобальной встряски мироустройства начинают играть пандемии мирового масштаба. Безусловно, какие-то вещи безвозвратно уйдут в прошлое, исчезнут некоторые привычки, переменится некий уклад жизни. Это, бесспорно, будет как для целых стран, так и для отдельных сообществ.
– Как тут не вспомнить главного санитарного врача США Энтони Фаучи, который призвал людей забыть о традиционном рукопожатии, а вместо этого стукаться кулаками. Кстати, Фаучи вкупе с Биллом Гейтсом, Уорреном Баффетом, Джорджем Соросом, китайцами и масонами числится в списке тех, «кому выгодно».
– Недаром говорят, что главная болезнь человечества – в голове. Во времена катаклизмов люди всегда ищут виноватых. И им в этом «помогают» многочисленные информационные вбросы. Советник Трампа виноват, уханьцы виноваты, власть виновата и так далее. Другое дело, что все-таки здесь должна быть грань разумного. За поиском конспирологических идей и тайных сообществ можно утратить всякую логику, уйти в мир иллюзий.
Готов ли мир работать сообща
– Какой урок из произошедшего можем извлечь мы, казахстанцы? Что может измениться в нашей жизни?
– Прежде всего из нашей повседневности должно уйти все лишнее. Излишества, транжирство, ненужная суета. Недавно я прочитал статью о французах: как в Париже пригласить девушку в кафе и потратить десять евро. Речь здесь не о том, что нужно экономить на близких людях. Просто я задумался: в Костанае не меньше сотни ресторанов и кафе. Можно ли сводить девушку в ресторан за десять евро у нас? Думаю, нет. Другая сторона вопроса: так ли необходимы в таком городе, как Костанай, сто-двести ресторанов и кафе? Притом что растущее количество не порождает конкуренции и приемлемых цен. Или взять отечественные Дома отдыха. Двадцать пять тысяч тенге в сутки – это разумная цена? Здесь дело не в том, что кто-то накручивает цены или желает быстрее заработать. Просто Казахстан так и не вошел полностью в мировую экономическую систему. Суть интеграции ведь не только в добрососедских отношениях. Она даже в таких мелочах, как стоимость посещения кафе или путевки.
– После пандемии, наверное, так или иначе придется затянуть пояса. Проблема обесценивания нефти никуда не делась...
– Мы должны увидеть, насколько мир готов работать сообща. Пока об этом говорить трудно. Даже над созданием вакцины против коронавируса каждое государство работает отдельно. В период пандемии никак не проявила себя такая, прежде активная организация, как Комитет Красного Креста. Этот Комитет ведь был очень активен даже во Вторую мировую. Он мог влиять на решение таких вопросов, как применение Германией химического оружия, отказ от использования Красной армией трехгранного штыка. В борьбе с коронавирусом международные организации себя не проявили.
Что касается потребности в экономии, она, безусловно, даст о себе знать. Необходимо думать о финансировании только самых важных проектов, об энергетической безопасности. Ведь авария в энергосетях 7 апреля показала, что область не готова к бесперебойному энергоснабжению в таких ситуациях. И в связи с этим как не вспомнить замороженный проект о строительстве дополнительной ТЭЦ в районе Рязановки. Он ведь был хорошо экологически просчитан с учетом розы ветров. Это был проект, который делал востребованным Кушмурунское месторождение бурого угля.
Ситуация с коронавирусом может повториться и в будущем. Конечно, мы научимся адекватно реагировать на подобные вызовы. Важно, чтобы без лишних потерь и с учетом опыта прошлого.
Фото с сайта rbc.ru