В учреждениях лесного хозяйства области началась горячая пора – высадка зеленого молодняка. В этом году работа идет сложнее, чем обычно. Почему?
Ненастье
Виной тому, говорит заместитель директора Аракарагайского учреждения лесного хозяйства Андрей Жиляев, ураган, который случился 7 апреля. В учреждение входит три лесничества: Краснокордонское, Убаганское и Владимировское. Общая площадь – 48,5 тысячи га, половина покрыта лесом.
По словам руководителя отдела леса и особо охраняемых природных территорий Костанайской областной теринспекции лесного и животного мира Анары Саламатовой, на данный момент на территории лесничества насчитано 5,5 тысячи кубов бурелома. И это лишь третья часть от всего объема ветровала, которую удалось собрать. В основном хвойные насаждения категории спелых и приспевающих.
– Вскоре будем делать минерализованные полосы, а у нас на них лежат поваленные деревья – вековые сосны. Воедино сложились три негативных фактора. Когда весной рассыпчатая песчаная почва отходит от снега, она становится более рыхлой – это первый фактор. Страшный ветер с усилениями до 48 метров в секунду и мокрый снег, облепивший и утяжеливший хвою 7 апреля – еще два фактора. Деревья высотой более 20 метров ломались как спички, – рассказывает Андрей Жиляев.
Не сейчас, господа
В этом году лесники делают двойную, а то и тройную работу – отводят и тот лес, что поспел, и тот, что погиб. Отвод леса – это его обмер, точковка, клеймение. Повал убирают параллельно.
– Сейчас нам дорог каждый день, а то и час. Ведь самое страшное последствие бури – это опасность пожаров, – говорит замдиректора Аракарагайского учреждения лесного хозяйства. – Могут возникнуть сложности с ликвидацией возгорания. Мы вынуждены вручную расчищать и прорубать каждую тропинку, чтобы проехала техника. Буквально через месяц поваленные деревья высохнут и возникнет большая опасность и низовых пожаров. Любая брошенная спичка может обернуться трагедией. Поэтому просим население временно воздержаться от посещения леса.
Холодильник для деревьев
Сложности с проходимостью техники из-за бурелома сказываются и на посадке молодой сосны. У Аракарагайского учреждения лесного хозяйства достойный питомник с сеянцами. Их уже выкопали. Почти 2 миллиона штук! Часть посадочного материала – двухлетних сеянцев – раздали по лесхозам, часть оставили себе. А молодая поросль, посаженная прошлой осенью, только-только пробивает почву. Ее притенили деревянными щитами, чтобы не сгорела на солнце.
Доводилось ли вам видеть кадры из жизни сеянцев? Так вот из питомника они попадают в бурт. Это своеобразный холодильник. Для сохранения холода сюда завозят снег (сохраняют его, накрывая опилками). Снего-опилочной смесью саженцам пересыпают корни, так они дольше хранятся. После женщины перебирают двухлетку вручную. Сортируют по сортам.
Те ростки, что послабее, идут в утиль. Тем, которые удачно проходят выбраковку, специалисты дают путевку в жизнь – обмазывают жижей из воды, глины и навоза. Живительная и неприглядная смесь обволакивает корень, напитывая микроэлементами и не давая погибнуть от усыхания. Эдакий допинг! Подкормленные сосенки укладывают в ящики, которые грузят в прицеп и везут к местам посадки.
Притопы
Площади для посадки лесных культур выбирают не просто так. Они обследованы и безопасны. Перед посадкой почву маркируют, а потом вспарывают при помощи трактора. Сеянцы опускаются в грунт посредством агрегата – это трактор, совмещенный с навесной посадмашиной.
Две женщины сидят в самом агрегате и вставляют саженцы в лучи, которые опускают росток в землю. Третья работница идет следом и притаптывает лунки с сосной. Два прихлопа, три притопа – и двухлетка прочно сидит на своем месте!
Но это лишь со стороны кажется, будто работа простая. На самом деле все эти люди работают на семи ветрах, не разгибая спины. В случае если молодняк не приживется, в следующем году им придется взяться за меч Колесова. Это изобретение для ручной посадки леса. Он используется там, где саженцы плохо прижились и требуется точечная дополнительная посадка. Но специалисты надеются, что обойдется без оружия.