В растениеводстве есть много факторов, которые снижают, а то и вовсе уничтожают выращенный урожай. То погода неблагоприятная, то стихийное бедствие. Но порой такую подножку сельчанину может сделать отнюдь не природа, а... другой сельчанин.
Потравы на полях
Это ущерб, который наносят посевам животные. Еще одна проблема аграрного сектора. Скот, который пасётся без присмотра, уничтожает сотни гектаров посевов, нанося огромной ущерб хозяйствам. Неслучайно это правонарушение включено в административный кодекс страны. Вот только, к сожалению, предусмотренное здесь наказание особо не пугает владельцев бродячего скота. Их сложно привлечь к ответственности. Тут, как правило, всё упирается в отсутствие конкретных доказательств. Но в иных случаях настойчивость пострадавших всё же преодолевает появляющиеся препятствия. Например, этой весной в Наурзумском районном суде было рассмотрено дело о потраве пшеничных полей.
Потребовалась комиссия
В сентябре 2019 года, когда пришла пора убирать выращенный урожай, перед тружениками ТОО «Шолаксай-1» Наурзумского района возникла дополнительная проблема. Некоторые зерновые поля ТОО облюбовал бродячий скот. И это не пять и не десять животных, а большая отара овец – около 400 голов. За ними никто не приглядывал, и поэтому овцы решили кормиться не на скудных к тому времени пастбищах, а на пшеничных клетках.
Учитывая, что эти поля соседствуют с землями Аулиекольского района, шолаксайцы предположили, что именно оттуда и пришла безнадзорная отара. Вот и приходилось отгонять животных от пока еще не скошенных полей на довольно большое расстояние. Но овцы вновь возвращались. В итоге они сделали большую потраву на пшеничных полях. Поэтому рабочим хозяйства пришлось отогнать овец на местную животноводческую ферму, чтобы предотвратить дальнейший ущерб. А вскоре появился и владелец отары – глава крестьянского хозяйства из Аулиекольского района Темирхан Успанов.
Что характерно, во время разговора с директором ТОО «Шолаксай-1» Мади Ихтиляповым он признал, что именно его овцы паслись на местных полях. И даже был готов возместить ущерб, нанесенный сельхозпредприятию. Оставалось лишь официально оформить это возмещение. Но Т. Успанов не приехал в хозяйство. Тогда Ихтиляпов обратился в районный акимат, где создали комиссию из специалистов, которые обследовали принадлежащие ТОО «Шолаксай-1» поля. И по результатам проверки составили акт, где говорилось, что на двух пшеничных полях (№10 и №11) была совершена потрава общей площадью на 79 гектарах.
На основе этого факта местный участковый инспектор полиции составил протокол в отношении Темирхана Успанова. В связи с потравой посевов на него было наложено взыскание в виде штрафа в размере 20 МРП (50500 тенге). Этот штраф Успанов уплатил. Казалось бы, дело шло к завершению. Но, нет, противостояние продолжилось по неожиданному сценарию.
Лучшая защита – нападение
Такой принцип взял на вооружение Темирхан Успанов. Он написал в Наурзумский райотдел полиции заявление, где, по сути, обвинил Мади Ихтиляпова в самоуправстве. Мол, он незаконно захватил принадлежащую крестьянскому хозяйству отару овец, которые паслись на уже скошенных полях, и удерживал их на своей ферме. Между прочим, такие действия квалифицируются как уголовное преступление. И поэтому полицейские начали досудебное расследование. Правда, вели его весьма странно.
Забегая вперед, скажу, что во время судебного заседания один из работников ТОО «Шолаксай-1», ставший свидетелем, сказал, что он неоднократно отгонял отару овец с полей. И потрава, подчеркнул он, была совершена, так как животные паслись на зерновых клетках, где еще не убрали урожай. А потом самое интересное. Ему пришлось уехать по личным делам в Костанай, где к нему пришли полицейские, которые стали требовать, чтобы он дал показания. Разговаривали они с ним на улице, после чего данный свидетель подписал какие-то документы. Что там было написано – мужчина не понял, так как дело было вечером и он не смог прочитать текст протокола. Поэтому удивился, когда узнал, что якобы он говорил полицейским об уже убранных от урожая полях. Таких показаний, сказал на суде свидетель, он не давал.
Впрочем, несмотря на некоторые происходящие здесь странности, досудебное расследование производством прекращено за отсутствием в деянии состава уголовного правонарушения.
Тогда отмените штраф!
Таким стал следующий шаг Темирхана Успанова, обратившегося в Наурзумский районный суд. Дескать, вынесенное в отношении него постановление об административном правонарушении было незаконным. Ему напомнили, что штраф-то он добровольно уплатил. Но Успанов сказал, что в то время ему надо было ехать в Россию, и он побоялся, что на границе возникнут проблемы из-за неуплаченного штрафа. Ну а потом якобы у него не было времени обжаловать данное постановление. А ведь, заметим, в суд он обратился только после того, как ТОО «Шолаксай-1» решило взыскать с него понесенный ущерб из-за злополучной потравы.
Впрочем, несмотря на то что Успанов пропустил трехмесячный срок обжалования постановления о привлечении его к административной ответственности, суд все же принял это дело на рассмотрение. И на судебном заседании были заслушаны очень многие свидетели. Но показания некоторых из них вызывали по меньшей мере недоумение. Взять хотя бы пояснение главного специалиста сельского акимата с. Коктал Аулиекольского района Т. Пипус, которая по указанию акима села ездила вместе с Успановым на поля ТОО «Шолаксай-1». По ее словам, никакой потравы не увидела. А потом на суде она сказала, что никаких актов не составляла, поскольку письменного обращения Т. Успанова в сельский акимат не было. Возникает вопрос: а зачем она делала эту проверку?
Примерно так же действовал и участковый инспектор полиции с. Коктал Ж. Наурзбаев. Он тоже по просьбе акима села вместе с А. Успановым (брат Темирхана Успанова) ездил на поля и не видел там следов потравы. Но заметил, что они на посевные клетки не заезжали и ездили только по пограничной дороге между полями сел Шолаксай и Коктал. Более того, сказал участковый инспектор, Т. Успанов в органы полиции не обращался.
Разумеется, что районный суд весьма скептически отнесся к показаниям таких свидетелей, которые фактически действовали не по закону, а по принципу «наших надо выручать». Да и доводы самого Темирхана Успанова, уверяющего, что его овцы паслись на скошенных полях, признаны несостоятельными. Ведь его слова опровергались письменными доказательствами и показаниями других свидетелей, которые однозначно подтверждали факт потравы пшеничных полей.
Точка ещё не поставлена
В итоге Наурзумский районный суд отказал Темирхану Успанову в удовлетворении жалобы. И тогда он подал апелляционную жалобу в областной суд. Но и здесь его не поддержали и решение суда первой инстанции оставили без изменения.
Кто-то, возможно, скажет, что вот тут-то уже и можно поставить точку. И ошибется. Потому что ТОО «Шолаксай-1» пока еще никто не возместил ущерб из-за потравы, совершенной отарой овец. Так что теперь этот вопрос будет решаться на следующем судебном заседании, но уже в гражданском порядке.
P.S. В таких случаях всегда можно погасить огонек возникшего конфликта еще на его первой стадии. Но Темирхан Успанов, судя по всему, выбрал иной путь. Да, возможно, у него были еще какие-то причины, о которых никто не знает. Но когда журналист «КН» предложил ему прокомментировать эту ситуацию, Темирхан Темиртасович категорически отказался. Что ж, это его право. Поэтому пришлось использовать официальные документы, где были изложены его доводы.
Целенаправленно?
Есть и еще один очень важный нюанс: прошлогоднюю потраву на шолаксайских полях трудно назвать случайной. Дело в том, что уже несколько лет подряд здесь постоянно пасется скот не только из Аулиекольского, но и Карасуского района. И едва только появляются объездчики из Шолаксая, как пастухи, присматривающие за стадами, тут же отгоняют скот за пределы земель хозяйства. А значит, такая потрава по-настоящему целенаправленная. Но, думается, скоро на всех этих любителей чужого управу найдут.
Коллаж Ирины СУВОРКОВОЙ