В номере «КН» от 23 апреля 2020 года опубликован материал «Глазами брошенного ребенка». В 1984 году молодая женщина оставила в роддоме Аркалыка новорожденную девочку.
Три дня, чтобы найти
Девочку удочерила семья, потерявшая своего ребенка в том же роддоме в то же время. Биологическая мать назвала девочку Кансай, приемные родители дали ей имя Динара (на снимке). В 12-летнем возрасте они рассказали Динаре, что она приемный ребенок. В приемной семье ее любили, ни в чем не отказывали, помогли получить высшее образование, достойно выдали замуж. И она всех любила и любит. У Динары уже есть 16-летняя дочь-красавица Диана и маленький сынок, которого муж назвал Динмухамедом в честь Кунаева. Но женщина и сегодня ищет свою биологическую маму.
Сегодня мы знаем о ней значительно больше, чем месяц назад. Большую помощь в поиске оказал наш коллега-журналист Арыстан Айтмагамбетов. У местных архивистов он узнал, что Динара может через ЦОН отправить запрос в госархив Аркалыка (героиня сейчас живёт в Астане. – Прим. ред.). Там сохранился весь пакет документов по отказу и удочерению.
Как только был получен запрос, работа закипела. Арыстан побывал в архиве и поговорил с его руководителем Сагидоллой Байгенжиным. По его словам, если знаешь процедуру удочерения, которая была принята в те годы, несложно определиться, в каком направлении искать. В 80-е годы прошлого века местные исполкомы принимали решения по усыновлению и удочерению детей. Значительно сузила границы поиска и точная дата рождения Динары. На поиск нужной папки в итоге ушло три дня.
«...и не замужем»
По понятным причинам ФИО родной матери Динары мы не называем, как и отчество, которое она дала девочке, когда лежала в роддоме. В отказном заявлении был указан вес ребенка – 3400. Хороший вес для 18-летней мамы – ребенка она выносила как положено.
А вот ее заявление вызывает много вопросов. Написано на тетрадном листке ручкой с зеленой пастой. Слова, которыми она объясняет отказ, стандартные: «материально не обеспечена и не замужем». О том, что не замужем, написано совсем слабо. Как будто силы иссякли. Мы с Динарой договорились показать профессиональному криминалисту это заявление. По его оценке, оно «написано спокойным человеком» – все слова под одинаковым наклоном. Когда человек волнуется, у него слова уходят то вправо, то влево. Однако, как сказал наш собеседник, чтобы получить точную характеристику, надо обратиться в психолого-почерковедческую экспертизу.
Есть у нас еще один вариант: заявление писал кто-то другой. Все документы тогда оформлялись на русском языке. В Тургае, вполне возможно, не все владели русской грамматикой. Заявление написано по-русски без ошибок.
Есть о ком жалеть
Итак, главное мы знаем: ФИО, год и место рождения женщины, имя мужчины (отца), которое было внесено в справку о рождении ребенка. Осталось родную маму Динары найти. В любом случае, мы не хотим навредить женщине, конфиденциальность гарантируем. У нас есть план, как ее искать, если она сама не откликнется. Динара просто хочет ее увидеть, узнать о своем отце и родственниках. Может быть, ее родная мать до последнего ждала, что отец ребенка придет. Не дождалась. Мы не вправе думать, что молодой матери было легко бросить ребенка. Что это был рядовой цинизм. Хочется верить, что она страдала и до сих пор жалеет о случившемся.
Жалеть есть о ком. Если бы она вырастила своего ребенка, сейчас у нее была бы взрослая дочь, зять, замечательные внуки. Но ни одна история не пишется в сослагательном наклонении. Арыстан Айтмагамбетов рассказывает, что сотрудница госархива Аркалыка Ольга Савчук поделилась похожей историей:
– Однажды в архив пришла женщина с просьбой найти ее документы усыновления. Почти три десятка лет назад она усыновила новорожденного. Матерью малыша была ее родная сестра, которая отказалась от ребенка. Мальчик благополучно жил в приютившей его семье, факт усыновления приемные родители, видимо, решили сохранить в тайне. Однако тайное стало явным – достигший почти 30-летнего возраста мужчина стал получать от биологической матери письма через соцсети. Она активно напоминала, что является его истинной матерью и заслуживает с его стороны заботы и материальной поддержки. Архивисты разыскали собственноручно написанный женщиной отказ от ребенка. В нем черным по белому было написано, что она не претендует на какие-либо обязательства со стороны приемных родителей и ребенка в будущем. Таким образом удалось доказать неправомерность ее притязаний.
Время собирать камни
Как нельзя лучше афоризм о камнях подходит к архиву. Разбросанные, забытые, потерянные документы иногда становятся настолько необходимыми, что кажется, без них дальше нельзя сделать ни шагу. И вот тогда нет более важного учреждения, чем архив, и более ценного специалиста, чем архивист. Динара просит от ее имени поблагодарить сотрудников архива за помощь. Отдельная благодарность высказана в адрес архивиста по госуслугам Венеры Турмановой, проявившей участие и доброжелательность – она и занималась поиском документов.
Людмила ФЕФЕЛОВА
Фото Арыстана АЙТМАГАМБЕТОВА