Обсуждаем темы:
1. Кто будет получать немецкие деньги?
2. Почему Румыния объявила Россию угрозой?
Эксперты:
1. Александр Рар, политолог-международник (Германия).
2. Габриель Лавринчик, политический и общественный деятель, бизнесмен (Румыния).
А. Рар: «Казахстан должен быть одним из главных восточных партнёров Германии»
Америка стоит на трёх ступенях сразу
– Александр Глебович, канцлер ФРГ Ангела Меркель говорит, что Германия переживает самую трудную экономическую ситуацию в истории. Что помешает ФРГ и миру быстро встать на ноги после болезни?
– Кризис коронавируса трехступенчатый. Первая ступень – борьба за сохранность населения. Это получило одобрение общества. Вторая – экономика. Германия «забросала» население деньгами. Сегодня идут дискуссии о том, что Еврокомиссия бросает немецкие деньги на спасение Италии, например. Немецкие налогоплательщики говорят, что если деньги вложить в производство, то на это не жалко. А для Италии, которая их просто «съест» – невыгодно. Деньги нужнее немецкому бизнесу, чтобы он выжил и не оставил немцев без работы.
У Ангелы Меркель рейтинг поддержки вырос до 95 процентов. Предлагалось даже выдвинуть ее на пятый срок, но она ответила, что не согласна. Однако эта гигантская помощь стране в период кризиса способна оставить Меркель в истории Германии, как выдающегося лидера. Но насколько было правильным решением давать деньги за еще не сделанную работу, покажет время. Германия не является нефтяной державой, у нее нет в запасе природных ресурсов, т. е. резерва на «черный день».
Третья ступень – социальные потрясения – спутники кризиса. Америка уже на первом, втором и третьем этапах борьбы с этой эпидемией. Я не думаю, что протесты скоро исчезнут. В США предвыборная кампания, и политические силы демократов используют их в своих целях. Что касается экономических потрясений, Германия, может быть, почувствует их в меньшей степени. У немцев нашлись деньги для их упреждения. Европа тоже будет себя спасать. Но вот кто будет спасать страны третьего мира – Африку, Ближний Восток, Латинскую Америку?
У «золотого миллиарда» нет денег для бедных. Тут я предвижу длительный этап кризиса. Именно второй ступени – экономической, и третьей – социальных потрясений. Вплоть до возможных regime change (смена режима).
Просто уйти
– Как этот «потенциал» отразится на застарелых конфликтах? В недавнем интервью вы сказали, что Путину надо встретиться с Зеленским...
– Зеленскому надо с Путиным встретиться, а не Путину с Зеленским. Украина не может все время прятаться за широкой спиной Запада. И говорить этой «спине»: помогите нам в наших отношениях с Россией. Это все надоело и ни к чему не приведет. Лидеры России и Украины должны сесть за стол и решить проблемы. Возможно это или невозможно – вопрос. Но диалог надо начать.
Украина должна самостоятельно действовать в отношениях с Россией, а не делегировать свои проблемы и требования американцам и европейцам, чтобы те транслировали их Путину. Европейцы и сами уже хорошо это понимают и не особенно Украину поддерживают в последнее время. Украина это видит и высказывает обиды. Тогда как ей самой нужна главная инициатива – предложение от Зеленского о встрече с Путиным. Таким образом он быстро сможет уйти от своих зависимостей – олигархов, проевропейских и проамериканских сил.
Этот метод исторически оправдан. Я часто привожу пример встречи Хрущева и Кеннеди. Это прецедент для всех, кто не может найти выход. Тогда тоже предсказывали, что встреча двух лидеров не имеет смысла. Но она состоялась, и после всем стало ясно, что в ином случае Карибский кризис мог легко перейти в неуправляемую страшную фазу.
Не перевоспитали и разочаровались
– Никто не мог помешать встретиться лидерам сверхдержав. Но невозможно представить, чтобы Зеленскому позволили встретиться с Путиным без посредников. Они встретятся и вдруг договорятся. В этом смысле Казахстан менее подвержен западному влиянию, хотя ведет многовекторную политику, как и все страны Центральной Азии. Но почему только Узбекистан остается реципиентом Германии? Почему Казахстан не вышел на приоритетную позицию? Хотя депортация 1941 года предопределила судьбы нескольких поколений этнических немцев.
– Я считаю, Казахстан должен быть одним из главных восточных партнеров Германии. Там жили и живут этнические немцы. Но, к сожалению, немцы в ФРГ об этом забыли. Казахстан пытались «перевоспитать», продвинуть в сторону демократии. Сейчас поняли, что у Казахстана свои традиционные формы политического правления. И разочаровались. Сейчас дают Узбекистану деньги, потому что в Европе и Германии считают, что при новом президенте и его реформах сближение с западными ценностями Узбекистана пройдет быстрее, чем у Казахстана и других стран ЦА. Но, думаю, Запад снова ждет разочарование. Все центральноазиатские государства идут своим традиционным путем. Здесь, в Германии, правящим элитам и СМИ это трудно понять.
Г. Лавринчик: «Отношения Румынии и России похожи на события 39-го года»
– Господин Лавринчик, Румыния внесла Россию в список угроз, а вы и компания Симекс 12 июня поздравили всех с Днём России. Вы не считаете Россию угрозой?
– Мы всегда поздравляем жителей России, и получаем обратные поздравления. Я лично, мой круг и румыны, с которыми я не знаком, не считают Россию угрозой. Простой народ Румынии хочет жить дружно и с Россией, и с соседями. Те, кто сует палки в забор, это группа политиков во главе с нашим президентом – они выполняют приказы из США. Америка знает взаимный потенциал Румынии и России, и любым способом старается посеять вражду. США рекомендуют Румынии порвать экономические связи с Россией, потому что вместе с ними неизбежно развиваются положительные дипломатические и политические отношения. А этого они не хотят! Нашему правительству из России поступают выгодные предложения от больших компаний, но их не принимают, потому что есть диктат свыше...
– Вашингтон далеко, Москва и СНГ – рядом. Для рыночной экономики это очень важно...
– Все понимают: в игре американские интересы. К сожалению, на данный момент отношения между Румынией и Россией, как в зеркале, похожи на события 1939 года. Президент Румынии открыто сказал, что венгры из Трансильвании работают с партией PSD (Социалистическая демократическая партия), чтобы забрать Трансильванию от Румынии и передать Венгрии. Это большая ложь. После этого президент взялся опять за русских. Он мутит и крутит придуманные проблемы, чтобы всегда был шум.
Расстояние от Вашингтона до Бухареста – 8000 км. Москва-Бухарест – 1700 км. Русский рынок просит румынские товары: мебель, обувь, продовольствие, медикаменты, механику, туризм и т. д. Товарный знак «Сделано в Румынии» в России сейчас ценят. В Америке большинство и не знают, где находится Румыния. Даже речи не зайдет в США о румынских товарах. Наоборот, в их интересах уничтожить производство и нашей страны, и других под предлогом, что они не соответствуют стандартам. Понимаете, какие они партнеры? Я лично ежедневно в контакте с русским рынком и бывшими республиками СССР, делаю бизнес на протяжении 26 лет. Также работаю масштабно и на западный рынок – знаю, о чем говорю.
– Есть ли реальная польза Румынии считать Россию своим врагом?
– Руководители Румынии хотят привлечь ресурсы Запада для остановки «русских варваров», но эта стратегия может не сработать. Парадом командует Белый дом. Пока от такой политики только вред – Румыния должна платить в НАТО 2% ВВП. Также мы покупаем за бешеные деньги старую военную технику США – ее можно использовать разве что на охоте. Россию и Румынию объединяет больше, чем разъединяет. Мы уверены: эта ситуация временная.
Я хочу добавить, что наш президент Клаус Йоханис родом из Трансильвании, учитель физики, румынский немец по происхождению. Он – мой сосед, родом из соседней области. Перед тем как стать президентом первый раз, я лично имел встречу с ним, подарил румынско-русский разговорник, автором которого являюсь. Кроме многих слов сказал ему: «Станете президентом – налаживайте румынско-русские отношения». Он изменился в лице, и я не очень понял, почему. Сейчас понимаю.
Людмила ФЕФЕЛОВА
e-mail: bolgerdt@mail.ru
Фото vfl.ru, md.utro.news и aqorda.com