В ожидании одного из главных государственных праздников я невольно обратился к событиям, связанным с историей становления казахстанской столицы – Нур-Султана.
Неужели не поддержите?
Решение о переносе столицы из Алматы в центр Казахстана было принято 6 июля 1994 года действовавшим на тот момент Верховным Советом РК. У этой идеи было немало противников, поэтому депутаты колебались. Свою роль сыграло то, что голосование проходило в день рождения президента. Нурсултан Назарбаев, обращаясь к депутатам, прямо спросил: «Неужели не поддержите меня в мой праздник?» Уже 15 сентября 1995 года он подписал Указ «О столице Республики Казахстан». Сразу после этого началась подготовка к переводу центральных органов власти в Акмолу.
Переезд на север
Он намечался на осень 1996 года. Но передислокация затянулась, и отъезд отсрочили ещё на год. С весны 1997-го все стали готовиться к отправке на новое место службы. Уехал аппарат Министерства юстиции во главе с министром и несколькими заместителями. А я, работая в этом ведомстве, до особого распоряжения оставался в Алматы «на хозяйстве».
Приближался новый 1998 год. Я уже проработал вице-министром более года, время от времени звонил министру и интересовался: когда мне надлежит выехать в Акмолу. Всегда следовал ответ: всё идёт по плану. И вот, когда я уже готовился к новогоднему празднику, из Акмолы пришёл приказ: «30 декабря прибыть в Акмолу». Оказалось, руководство Минюста решило встретить Новый год со своими семьями, оставшимися в Алматы. Пришлось подчиниться.
Я прибыл на съёмную квартиру. В ней не было телевизора, поэтому перед новогодней ночью пришлось в спешке разыскивать его на время. Впрочем, посмотреть его практически не удалось. В ночь с 31-го на 1-е распоряжением премьера меня назначили дежурным от правительства. Принимал звонки от различных служб о ситуации в городе.
В те дни стояли сильные морозы. Адский холод был и в квартире. Часто отключали горячую и холодную воду, электричество. Впрочем, так было по всему Казахстану. Большой проблемой было питание. Три-четыре акмолинских ресторана и немногочисленные столовые взвинтили цены настолько, что всей моей зарплаты, даже при относительно скромном меню, хватило бы максимум на 10-12 обедов. Поэтому зачастую приходилось обходиться стаканом чая и пирожками из буфета универмага, расположенного рядом с министерством.
День города
10 декабря 1997 года, за двадцать дней до моего переезда, Акмолу официально объявили столицей Казахстана. На 10 июня 1998 года была назначена международная презентация новой столицы. До 2006 года именно этот день на городском уровне отмечался как День столицы. Потом этот праздник стали отмечать 6 июля. А спустя два года, 18 июля 2008 года, Парламент РК, утвердил новый государственный праздник «День столицы – 6 июля».
Акмолинск-Целиноград-Акмола-Астана
Акмолу переименовали в Астану 6 мая 1998 года. Этому событию предшествовал целый ряд дискуссий, касающихся истории города. Почему, пережив ранее существовавшие наименования Акмолинск и Целиноград, город переименовали по историческому названию в Акмолу? Версии разные. По одной, на этом месте проводились ежегодные ярмарки по продаже скота. На ярмарках продавали большое количество молочных продуктов, отсюда название «Белое изобилие».
По другой версии, город возник на месте древнего холма белого цвета, слово «мола» можно перевести как «укрепление». Но у населения в ходу был и другой перевод слова «мола». На месте возникшего поселения в урочище Тойтобе на высоком белом холме был похоронен почитаемый кипчак Нияз би. Отсюда и местность, где появился будущий город, получила название «Белая могила». Недалеко также была насыпь из белого известняка вокруг мавзолея выдающегося воина Кабанбай-батыра, умершего во второй половине XVIII века, что также давало основание связать название поселения с топонимикой.
Подобная трактовка была достаточно распространённой, но по мнению ряда толкователей, неблагозвучной. Поэтому лингвисты предлагали переводы типа «Белая святыня» или «Белое безмолвие».
Султан Кудаймейдин и полковник Шубин
Отталкиваясь от истории первоначального названия поселения – Акмола (Акмолинск) – невольно вспомнил факты, касающиеся места будущей столицы. Публицист Бауржан Муканов в одной из своих работ пишет: «Крепость основал русский полковник Фёдор Шубин для защиты южных казахских степей от джунгар».
Из материалов Википедии, касающихся основания города, узнаём, что в 1829 году султан Конур-Кульджа Кудаймейдин, потомок Тауке-хана, выступил с предложением образовать в управляемых им волостях внешний округ при урочище Акмола. Для помощи в реализации этой идеи власти и командировали Фёдора Шубина, который в то время был комендантом Петропавловской крепости.
Известный костанайский историк и краевед Сергей Виниченко на основе архивных данных в книге «В поисках минувшего времени» так описывает связанные с этим исторические события. Фёдор Кузьмич Шубин, герой Отечественной войны 1812 года, после тяжёлого ранения в битве при Бородино, подлечившись продолжил службу в Сибири, и одно время был комендантом Пресногорьковской крепости. Признаюсь: для меня этот факт имеет особое значение, так как Пресногорьковка, где прошло моё детство, всегда вызывала и вызывает во мне неподдельный интерес к отечественной истории.
Так вот, прибыв на Ишим, Шубин стал готовиться к торжественному открытию округа. Были приглашены «почётнейшие родоначальники из среды казахского народа, российские чиновники и толмачи, которые разместились в юртах». Праздничная программа включала обильное угощение, байгу и другие развлечения. 22 августа в присутствии султана Конур-Кульджи Кудаймейдина, его семьи, свиты, старшин и других представителей местного населения над юртой, в которой располагалась канцелярия округа, подняли флаг с надписью «Акмолинский округ». С одной стороны флага красовался казахский воин на белом коне с натянутым луком и колчаном стрел за спиной, с другой – двуглавый орёл. С этого времени и начало свой отсчёт поселение, получившее название Акмола.
Не мне судить, учитывал ли глава государства распространённое мнение о неблагозвучном переводе названия «Акмола», когда принимал решение о другом названии столицы. Но это вполне допустимо. На это указывает выдержка из книги Елбасы «Эра независимости». В ней говорится, что слово Астана не обременено какими бы то ни было историческими интерпретациями.
Ещё более чётко он выражает свою мысль в книге «Казахстанский путь»: «Не секрет, что в общественном мнении существовали трактовки, связывающие название Акмола с негативным смыслом». И далее: «Над вопросом переименования столицы я думал неустанно. И однажды меня словно осенило – Астана! Столица она и есть столица...».
Городские власти, общественность и ономастическая комиссия выразили одобрение, и 6 мая 1998 года город Акмола был переименован в Астану. Ну а оценку названию города Нур-Султан дадут уже наши потомки.
Всё в рамках закона
Мне довелось внести свой вклад в становление новой столицы. В ранге вице-министра юстиции я курировал подготовку проекта Закона «О статусе столицы». Минюсту был отпущен для этого трёхмесячный срок, и мы справились. В апреле 1998 года законопроект внесли в Парламент, а уже в мае его приняли в окончательной редакции. Просуществовал он почти десять лет – до 21 июля 2007 года, – когда был принят новый закон о статусе Астаны.
Приведу ещё один малоизвестный факт, прозвучавший на одной из пресс-конференций Нурсултана Назарбаева, вскоре после переноса столицы. Кто-то из журналистов сказал, что город получил развитие в период освоения целины и что в этом заслуга бывшего главы КПСС Никиты Хрущёва – именно он был инициатором переименования Акмолинска в Целиноград. Президент не стал отрицать этого, так как всегда положительно оценивал роль целинной эпопеи в Казахстане. Но между делом заметил: можно подумать о присвоении имени Хрущёва одной из улиц новой столицы. Было это реальной идеей или же просто шуткой, не знаю. Скорее всего, второе.
Сергей ЖАЛЫБИН, профессор Костанайского социально-технического университета
Фото из архива Константина ВИШНИЧЕНКО и Сергея МИРОНОВА