Одним из самых ярких событий лета на политической арене мира стали беспорядки в США, связанные с убийством афроамериканца Джорджа Флойда. О последствиях уличного бунта, толерантности, политкорректности и в целом о проблемах Америки – кандидат исторических наук, доцент КГУ им. А.Байтурсынова Айбек ШАЛГИМБЕКОВ.
«У меня есть мечта»
– Несмотря на то что личность Джорджа Флойда весьма противоречива (о нем говорят как о преступнике-рецидивисте и наркомане), убийство афроамериканца послужило катализатором тех огромных проблем, что назрели в американском обществе. Бунта подобного масштаба, думается, не было с самого 1968 года, когда в Мемфисе был убит известный общественный и религиозный деятель Мартин Лютер Кинг. То было время перемен в общественном сознании: революция детей-цветов, битломания, появление первых синтетических наркотиков, еще не признанных вне закона.
«У меня есть мечта», – говорил Мартин Лютер Кинг о своем стремлении уравнять в правах представителей всех рас и вероисповеданий. В конце шестидесятых общество США еще не было готово забыть принципы расовой сегрегации, все эти раздельные кафе, скамейки и даже туалеты для черных и белых.
Проблема это вековая. Несмотря на то что Америка – в целом страна мигрантов, в ней до сих пор культивируется культ превосходства англосаксонской расы (WASP – white, anglo-saxon, protestant, то есть белый, англосаксонец, протестант. – Прим. ведущего полосы). И это при том что чернокожее население, которое сегодня составляет порядка 12 процентов, внесло огромный вклад в установление независимости США. Но законодательно установленное расовое разделение к середине XX века плавно перешло в бытовой расизм. А есть он в человеке или нет – зависит от его воспитания и культуры. Добавьте сюда расширенные полномочия полиции, а также высочайший уровень преступности в США, где не последнюю скрипку также играет цветное и чернокожее население, весьма ограниченное в социальных правах. Все это служит основой напряженной атмосферы в стране, которая завуалирована лозунгами о толерантности и политкорректности.
Страна на вэлфере
– Дональд Трамп с самого начала своей президентской карьеры начал говорить об ужесточении миграционной политики США. Но сказать проще, чем сделать. В Америке мы имеем огромную прослойку профессиональных безработных, что связано с высоким уровнем социальных гарантий. То есть порой проще получать пособие, чем трудиться (welfare, или вэлфер – пособие для беднейших граждан. – Прим. ведущего полосы). Это провоцирует приток рабочей силы из-за рубежа. Уже сейчас демографы прогнозируют, что к середине XXI века цветное и чернокожее население США станет преобладающим. Огромный процент популяции больших городов сильно люмпенизирован. И это именно они составляют ударную силу бунтовщиков в дни массовых протестов. Погромы магазинов, вандализм, нападения на полицейских – все это косвенно связано с политической целью бастующих.
Сегодня все внимание американцев приковано к предвыборным программам будущих кандидатов на пост президента США. Демократы избрали Трампа мишенью для критики. Но действующий глава государства во время беспорядков проявил себя достаточно жестко и разумно. И это трудно не признать. Естественно, сейчас гвоздем любой предвыборной программы станет полицейская реформа. Вопрос применения оружия и силы.
По всей стране сейчас проходят акции: представители демократической партии, артисты и музыканты встают на колени и просят прощения. Это своего рода признание: в смерти Джорджа Флойда виновато все общество. Но эти акции трудно сопоставить даже с поступком чемпиона мира по боксу Мухаммеда Али, который после убийства Мартина Лютера Кинга отказался от всех наград, не пошел в армию и принял ислам. В нынешнем коленопреклонении, на мой взгляд, есть что-то театральное, не очень искреннее. Но это делается ради того, чтобы снизить социальную напряженность.
Кто будет после Трампа?
– Скорее всего, это и будет Трамп. В Америке давно устоялась традиция двойного президентского срока. Два срока правят демократы, два – республиканцы. Даже Барак Обама при всех недостатках его правления был переизбран вторично.
Америке нужно менять национальную политику. История США, изучаемая в школах – это история достижений белого человека. В учебниках практически не пишется о том, как афроамериканцы боролись за независимость, сражались во Второй мировой войне, во Вьетнаме и так далее. Чернокожим Америка выделила две ниши: спорт и поп-культуру. Кто формирует сознание студентов в университетах? Процент темнокожих профессоров там ничтожно мал. Нужно менять подход к образованию, которое решает практически все. Думается, Америке нужно брать пример с других стран, которых она нещадно критикует за нетерпимость и расизм. В государстве, где до сих пор существуют в рамках закона ультраправые партии и ку-клукс-клан, недавние беспорядки – это тревожный звонок. Возможно, это даже колокол, который звонит по каждому.
Фото с сайта CNN