В первую очередь надо понять, кто они и по каким правилам играют.
Часть первая.
Поле битвы
Костанай, Маяковского, 116
Три года назад этот адрес был растиражирован на всю республику. В публикациях СМИ фигурировало ТОО «Компания Ерлан». Речь шла о возведении в областном центре по улице Маяковского жилого комплекса «Кут-Шанырак» (дома №116 и 116А). Шестиэтажки с лифтами, паркингом, пристройками, в которых могли разместиться соцобъекты. Строило ТОО эти дома, привлекая подрядчиков, несколько лет. А в итоге, судя по мнению новосёлов, стало чемпионом по недоделкам.
Существует даже решение Костанайского горсуда 2017 года о доведении жилого комплекса до ума и устранении существенных нарушений. Кое-что с тех пор подчистили. Но даже сегодня невооруженным глазом видно, как на стенах разрушается кирпич, идут трещины, паркинг так и недостроен.
Семейные метаморфозы
До 2016 года учредителем ТОО был Расул Жайляубаев, гендиректором – его отец Тулеген Жайляубаев.
Когда заселившиеся в дома жильцы, заплатив за свои квадратные метры, стали требовать официальную регистрацию недвижимости, им заявили: надо доплатить за землю, на которой стоит дом. Люди возмутились: по договору стоимость участка входит в цену квартиры! Нет, сказал им Тулеген Жайляубаев, земля принадлежит другому лицу. Позже выяснилось: гендиректор в разгар заселения квартир подарил земельный участок... сыну. Только благодаря тому что люди обратились в прокуратуру, Жайляубаевы отказались от своих земельных претензий. Однако, когда в начале 2017-го состоялось решение суда об устранении недоделок, заявили, что ТОО в предбанкротном состоянии.
На апрель того же 2017-го дебиторская задолженность предприятия составила 754 миллиона 688 тысяч тенге! Большая часть – 587 миллионов – по налогам. 33 миллиона – долги по зарплате, больше трех миллионов – перед судебными исполнителями. Все эти цифры – из решения Специализированного экономического суда, который рассмотрел заявление ТОО «Компания Ерлан» о применении к нему процедуры реабилитации. Чтобы-де рассчитаться с долгами и продолжить существовать. За счет чего?
Как отмечено в решении Экономического суда, на апрель 2017 года единственный учредитель ТОО «Компания Ерлан» – некто Рафаил Искаков. До этого предприятие трижды проходило перерегистрацию. Куда делся Расул Жайляубаев? Теперь он просто физлицо, которое и должно было спасти компанию. Жайляубаев подписал с ТОО «Компания Ерлан» договоры о финансовой помощи, по которым он обязуется выделить 700 миллионов тенге личных средств. Упоминается, что в его собственности несколько квартир и помещений в жилом комплексе «Кут-Шанырак». Именно на этом основании суд назначил реабилитационную процедуру.
Часть вторая. Игроки
Повезло...
– Мы в то время, – говорит индивидуальный предприниматель Антон ЧУЛКОВ, – арендовали помещение под магазин совсем рядом – на Волынова, 11. И наблюдали, как на месте бывшего детсада по Маяковского идет стройка.
В семейном бизнесе Чулковых задействованы два брата – Антон и Игорь – и их мать Галина Петровна, жена Антона – бухгалтер. Занимаются продажей сантехники. Год назад решили, что пора обзавестись собственным помещением, уйти из арендного. Чтобы клиентуру не терять, искали рядом.
Зашли на сайт объявлений, и, как они считали, повезло – увидели сообщение о продаже встроенного помещения в доме №116 по улице Маяковского. Рядом! По словам братьев, думали они несколько дней. Помещение в принципе устраивало, но оно было без отделки, без полов и даже без энергоснабжения. Когда речь зашла о цене, выяснилось: если наличными, то продавца устраивали 15 миллионов тенге. Переписка шла с менеджером агентства по недвижимости. С владелицей помещения Диларой Иришовой Чулковы встретились только у нотариуса. И знать тех деталей, что знают сейчас, говорят, не могли.
Оформлять решили на маму. У нотариуса, чтобы всё по закону. Никаких обременений на недвижимость не было, и покупка в апреле прошлого года состоялась. Им еще предложили прикупить гараж в паркинге, но, поскольку документов на него не было, Чулковы отказались.
Почти все лето прошлого года они занимались ремонтом помещения под магазин. Только на покупку стройматериалов ушло без малого три миллиона тенге. Почти столько же на сами работы. В августе магазин «СанТехСтиль» открыли на новом месте.
Недобросовестный даритель, добросовестный покупатель
Увы, что они покупатели добросовестные, Чулковым еще предстоит доказывать. А вот по поводу дарителя – тут все предельно ясно, этому Фемида свою оценку уже дала.
Дилара Иришова оказалась младшей сестрой Расула Жайляубаева. Того самого, что был сначала учредителем ТОО «Компания Ерлан», потом стал просто физлицом, который должен был своими вложениями в 700 миллионов оздоровить ТОО. Почти два года реабилитационный управляющий Нурсултан Аманбаев безуспешно ждал обещанных средств. Увы!
Изучая документы ТОО, он натолкнулся на любопытный факт: уже почти банкрот «Компания Ерлан» уходящему с должности учредителю Расулу Жайляубаеву выплатила дивиденды в сумме 678 миллионов тенге! Откуда денежки, если налоговая уже и счета держит под контролем, и исполнительные листы в пользу кредиторов есть? Знающие дела в бизнесе люди предполагают: могли вывести из оборота и хранили в наличных. Ведь подарил же папа-гендиректор однажды сыну землю под домом, в который начали заселяться люди!
Логично было предположить, что эти миллионы в виде дивидендов снова придут в компанию по договору о финпомощи. Не пришли. Реабилитационный управляющий обратился в суд с иском о возврате этой суммы в имущественную массу ТОО. Выиграл. Но как ее изъять? Выяснилось, что за Расулом Жайляубаевым уже нет той недвижимости, которую он предлагал в обеспечение договора о финансовой помощи. Он подарил ее сестре Диларе Иришовой. А та начала эту самую недвижимость распродавать. Так семья Чулковых нежданно-негаданно попала в судебный водоворот.
Без всяких прав
Суды в первой инстанции реабилитационный управляющий выиграл. В ноябре прошлого года Экономический суд признал сделки дарения между братом и сестрой недействительными. А уже в июне 2020 года и сделку купли-продажи между Иришовой и Галиной Чулковой.
Второе решение базировалось исключительно на первом. Представитель Чулковых в суде Алексей Михеев свою защиту строил на том, что покупатель помещения – добросовестный. Знать, имел ли право продавец распоряжаться имуществом, ни Галина Петровна, ни ее сыновья не могли – судебное решение об этом появилось через девять месяцев после покупки. Не могли они видеть и документы о дарении, чтобы задуматься, почему объект продается через четыре месяца после этого. Иришову увидели только у нотариуса, до этого вели переговоры с агентством по недвижимости. Нотариус проверил наличие обременения на недвижимость – его не было. Покупка была реальной, по рыночной цене. Деньги передавались у нотариуса. Наконец, сделку купли-продажи нельзя считать притворной, поскольку покупатель сам вложил в ремонт несколько миллионов тенге, и теперь это объект бизнеса. Законного бизнеса.
На этом основании, считает юрист, в соответствии с нормативным постановлением Верховного суда Чулковых надо признать добросовестными приобретателями со всеми вытекающими последствиями. Но вот незадача: сколько ни перечитывай решение Экономического суда, нет там даже упоминания о том, что Чулковы могут (или не могут) считаться таковыми.
– Это прямое нарушение прав третьих лиц, – утверждает Алексей Михеев. – Решение написано слепо, судья не дает оценку добросовестности, хотя обязана была это сделать. Без этого Галина Чулкова даже не может обратиться в суд за взысканием денег с Иришовой.
Есть ли шанс?
Что же получается? Чтобы спасти сомнительное ТОО, надо рушить бизнес тех, кто и налоги платит, и рабочие места дает? Мы поговорили с реабилитационным управляющим. Нурсултан АМАНБАЕВ сейчас делает то, что обязан по должности. Но...
– Нурсултан Ныазбекович, а есть ли шанс спасти «Компанию Ерлан»?
– Есть.
– Она работает, имеет заказы?
– Нет, мы участвовали в госзакупках, но нам отказали.
– Тогда как?
– Будем взыскивать по исполнительным производствам.