Костанай посетили артисты мировой оперной сцены. Они дали единственный концерт.
Прививка хорошего вкуса
«Крестовый поход» против фанерной попсы а-ля два притопа, три прихлопа продолжается. Костанайцам вновь сделали подарок, пригласив артистов, выступающих в самых именитых оперных театрах – Большом, Мариинском, Гранд-опера, Ла Скала. И то, что после концерта, выходя из нашей областной филармонии, зритель бурно обсуждал, у кого из артистов «ля» в третьей октаве была чище, говорит об одном – ДЕЙСТВУЕТ!
Сегодня наших ценителей оперы уже можно назвать избалованными. Международный фонд «Таланты мира» не впервые радует нас своими арт-проектами. «Три баритона», «Три баса», «Три тенора» запросто собирали аншлаги в Костанае. В предыдущий раз нам даже одного концерта не хватило, очереди около касс повлияли, удалось уговорить зарубежных артистов на вторую встречу с прекрасным. Даже казахстанские импресарио рискнули как-то раз привезти в нашу область на гастроли солистов столичной и алматинской оперы. Но не более. Зато костанайский продюсерский центр «ARTeL» пошел дальше, завязав дружбу с таким известным фондом, как «Таланты мира».
– Понятно, что любые гастроли, тем более иностранцев, должны окупаться, – отметил руководитель центра Вячеслав Ермаш. – И на раскрученные попсовые имена проще собрать разношерстного зрителя. Но за самим понятием «культура» стоит гораздо больше. Прежде всего, ответственность за то, к чему мы придем, если будем кормить публику только слащавыми «муси-пуси» или горечью тюремного шансона. Одной самодеятельностью тоже культурный голод не утолить. У зрителей должен быть выбор. А полные залы на концертах артистов оперы только подтверждают, что мы на правильном пути.
Пока артисты в нирване
Мои встречи с гастролерами проходят зачастую за полтора-два часа до концерта. Вот и на этот раз я застал гостей в нашей филармонии, когда те готовились к концерту – каждый по-своему. Кто распевался на сцене под аккомпанемент рояля. Кто «разбегался по гамме» прямо в фойе. Создавалось ощущение, что они никого и ничего вокруг себя не замечали. И вполне оправданно. Как они потом, так сказать, выйдя из нирваны, сами объясняли, от того, как настроишься, зависит очень многое. Отвлекать не стал. Пока.
В гримерке разговорил Антона Новикова, директора этого арт-проекта. Зритель его увидел в роли конферансье.
– Для вас Казахстан – это уже прочитанная книга?
– Нет. Хотя мы и не впервые в вашей стране, но пока ещё находим чему удивляться. В хорошем смысле. Например, в этот раз Костанай тоже порадовал. Обычно мы останавливаемся в городской гостинице, а тут разместились за городом, на вашей базе отдыха «Белая юрта». Природа, баня, воздух – наши артисты были просто в шоке от такого подарка. Мы ведь без отдыха гастролируем с февраля этого года – представляете?! Уже 215 концертов. К вам мы приехали из Петропавловска, после Костаная ждет Актобе. И так далее. Гастроли не только по Казахстану, но и захватываем приграничные территории России и других государств.
– В связи с последними событиями в мире, учитывая, что у вас в составе и российские артисты, для вас какие-то страны ограничили доступ для гастролей?
– Да, прежде всего это Украина. Прибалтика была доступна, но сейчас пока туда не выезжаем, потому что не можем найти достойного партнера для организации концертов. А так все остальные страны доступны, визы нам везде дают. Зачастую, чем дальше, тем проще. Вообще география гастролей у нас широкая, за десять лет не одна тысяча концертов. Конечно, есть список городов, где мы уже собирали залы не раз, и он, что радует, пополняется. Костанай в числе таких. Мы выступали и выступаем как в больших столичных филармониях, в известных театрах, так и на сценах маленьких домов культуры. Культура должна оставаться вне политики.
– Попсой в принципе не занимаетесь?
– Есть проекты, в которых наши артисты исполняют эстрадные песни, но оперными голосами. То есть в переложении. Но сам материал выбираем не из «кислоты», достойный. Потому как президент нашего фонда Давид Гвинианидзе, сам из оперных певцов, в прошлом тенор, теперь баритон. Он четко отслеживает все проекты и особо ратует за высокое исполнительское искусство. Хотя в наших больших благотворительных концертах, которые проходили в Московском международном Доме музыки, мы делим сцену с эстрадниками. Благодаря таким концертам мы собирали средства для покупки инвалидных колясок или срочных операций детям, несколько раз посвящали их известным артистам другой эпохи. Так вот в них участвовали и
Иосиф Кобзон, и Лариса Долина, и многие известные музыкальные группы.
– И вновь задам вам этот вопрос: когда привезете к нам женщин? Или оперные дивы капризнее мужчин?
– Капризнее? Я бы не сказал, среди них есть такие, что в закалке и выносливости любому мужчине дадут фору (смеется). Тур примадонн оперы, сопрано, у нас уже был этой весной по Казахстану. Но к вам решили нагрянуть с женским составом попозже, потому как в тот момент здесь было концертное перенасыщение. У вас как раз в это время проходила масса фестивалей, и нам не удалось совместить гастрольные графики. Хотя саму идею порадовать костанайцев женскими голосами мы не оставили. Так что ждите!
Сообразили на троих
В этот раз среди иностранных гостей были и уже знакомые костанайцам лица. В первую очередь это тенор, покоривший своим голосом обе Америки, грант-солист оперного театра Мехико, «Метрополитон-опера» (Нью-Йорк), «Ла-Фениче» (Венеция), а ровно год назад ставший любимцем и костанайской публики – Алехандро Олмедо, открытие самого Пласидо Доминго. Вместе с ним в трио на этот раз вошли российский баритон Игорь Тарасов, который не первый год блистает на сценах Большого театра и «Геликон-опера» (Москва), а также украинский бас-баритон Денис Федоренко, солист Мариинского театра (Санкт-Петербург) и выпускник Донецкой консерватории. Интервью с последними двумя артистами, которые приоткрыли мир оперного закулисья совсем с другой стороны, читайте в ближайших номерах «КН».
Наш старый знакомый Алехандро всё так же привлекал особое внимание. Казалось, что мексиканец и не знает другой одежды, кроме фрака. Пока за полчаса до начала концерта остальные меняли свитера и джинсы на костюмы, он и за два часа расхаживал с высоко поднятой головой, отличной осанкой, белоснежной улыбкой и в черном фраке. Ему и маленький рост в сравнении с другими артистами не был помехой. Он выходил на сцену и сразу казался выше.
За этот год Алехандро, не говорящий по-русски, выучил новые фразы, чем вызвал бурю эмоций в зрительном зале среди женской половины. «Я люблю Казахстан! Я люблю Костанай! Я сам казах! Верите?! – шутил иностранец на сцене. И уже прижимая руку к груди, добавлял: – Девушки-красавицы, люблю вас очень, бесконечно!»
Свою новую программу – концерт трех трубадуров «Песни о любви всех времен» – гости разнообразили ариями из опер и оперетт, романсами и серенадами, русскими народными и песнями из репертуара Муслима Магомаева. Работали без микрофонов и фонограмм, исключительно под аккомпанемент рояля, чем заслужили самых больших похвал. «Кармен», «Летучая мышь», «Тоска», «Принцесса цирка». Выступления были сольные, в дуэтах и трио.
Алехандро не сдерживал эмоций, обнимался, посылал воздушные поцелуи в зал. На каждую даму, выходившую к нему с цветами, смотрел таким пронзительным взглядом, будто она главная любовь в его жизни. И когда запел на русском «Ах, ты, душечка», все женщины в зале, казалось, были его. Хотя самому молодому из трио Денису Федоренко удалось на пять минут перехватить эту волну любви. Когда он исполнял всем знакомую «Вдоль по Питерской», не сдержался в финале песни и в прямом смысле выпрыгнул в зал, обратившись к красавице в первом ряду: «Ну поцелуй... Ну поцелу-у-у-у-й, кума-душечка!» И та поддалась уговорам, поцеловала, зал взорвался аплодисментами.
P.S. Хорошая новость под занавес: организаторы пообещали предстоящей весной привезти новый проект с участием звезд оперной сцены – «Песни любимых кинофильмов».