Традиционно внимание СМИ бывает приковано к событиям большого Запада – США, Западной Европы, к их противостоянию с Россией и Китаем. Но из поля зрения выпадает не менее важный регион Восточной Европы. Это тема нашего разговора с профессором Костанайского регионального университета им. А. Байтурсынова, доктором исторических наук Дмитрием ЛЕГКИМ.
Как небо и земля
– Дмитрий Максимович, так почему такой «перекос»? Ведь в Восточной Европе происходит много любопытных событий, требующих оценки.
– Да, такой европоцентризм действительно присущ, его мы наблюдаем не только в СМИ, но и в научных публикациях. Между тем для Казахстана и стран СНГ поучителен опыт именно стран Восточной Европы. В прошлом году я был в командировках в Польше, Чехии, Венгрии, Украине и еще раз в этом убедился. Отношения этих стран к политике ЕС постепенно меняются. Поэтому Европейский запад стал ревниво относиться к своим восточно-европейским братьям, в открытую подвергать критике политику лидеров Польши и Венгрии, обвиняя их в авторитаризме и прочих грехах.
– Если говорить о последних событиях, то в прошлое воскресенье в Польше состоялся второй тур президентских выборов, президентская гонка началась в Беларуси. Разница, видимо, существенная?
– Разница, как между небом и землёй. В Польше на равных столкнулись защитник национальных традиций президент Анджей Дуда и поборник либеральных ценностей мэр Варшавы Рафал Тшасковский. «Студенты против пенсионеров» – так украинские газетчики запросто определили суть кампании. Оппозиционный кандидат одержал победу в крупных городах, но явный перевес голосов сельской глубинки сохранил пост действующему президенту. В Беларуси трудно говорить о реальной конкуренции – и в личном плане, и в концептуальном отношении. Народ не поверит ни лидеру социал-демократов, ни продвинутому банкиру, ни бывшему послу Беларуси в США. Семь кандидатов допустили на выборы 9 августа, но противостоять батьке Лукашенко они не в состоянии, и второго тура, я думаю, не будет.
– А есть что-то общее в выборных кампаниях двух этих стран?
– Пожалуй, обвинения со стороны официальных властей во внешнем вмешательстве. Тема президентской гонки в Польше и Беларуси не сходила со страниц европейских и российских СМИ. Варшава предъявила претензии германской прессе, а Минск выявил «кукловодов» в лице российских олигархов, поддержавших оппозицию.
Пресекать кульбиты
– А в Казахстане на официальном уровне кто-то изучает восточно-европейский опыт развития?
– Изучают, начиная с нашего университета. По специальности «Регионоведение» официально закреплена специализация «Восточная Европа», студенты, магистры проходят обучение в вузах Чехии, Словакии, Польши. Посол Польши в Казахстане доктор исторических наук Селим Хазбиевич три года читает в университете курсы лекций, руководит докторской диссертацией. Провели совместную международную выставку с научной конференцией, посвящённые началу Второй мировой войны.
– Но ведь именно восточно-европейские страны накануне 75-летнего юбилея Победы навязали Европарламенту резолюцию, полностью уравнявшую роль Советского Союза и нацистской Германии в развязывании Второй мировой войны.
– Что касается этого документа Европарламента, поставившего на одну доску истории подвиг советского воина-освободителя и преступления фашистских карателей, то это можно считать не только спорным, но и самым позорным документом послевоенной Европы. Такие кульбиты надо пресекать на корню, как это сделали Россия и Беларусь. В Казахстане, насколько я знаю, тоже готовится соответствующий законопроект.
– Но это, к сожалению, уже ушло в историю. Украине недавно дали особый статус в НАТО. Туда же рвутся политические элиты Грузии, Молдовы. Почему?
– Настольной книгой западных политиков остается так называемая «Шахматная доска» Бжезинского. Именно он настаивал на том, чтобы оторвать Украину от постсоветских республик, не дать ей вступить в региональные организации с Россией и её союзниками. У Украины, Молдовы и Грузии есть одно общее: на их территории существуют непризнанные гособразования. В Украине – Донбасс, в Молдове – Приднепровская Молдавская республика, в Грузии – Абхазия и Южная Осетия. Они стремятся в НАТО в надежде на призрачную помощь в этом вопросе. Однако здесь Европейский союз, как и Евразийский, не приемлет вооруженных конфликтов. Поэтому даже Киеву нечего рассчитывать на полноценное членство в НАТО.
– А европейский проект «Восточное партнерство» рассчитан именно на бывшие советские республики, ту же Беларусь?
– Перетянуть Беларусь и Молдову в свой лагерь Европа пытается «мягкой силой». Но «пороховой погреб» переместился с Балкан на Днепр, и это большая помеха. Конечно, есть заказчик, он за океаном. Но исполнители-то с восточно-европейской окраской.
– Значит, Восточная Европа ещё может себя показать?
– За этим надо следить.
Фото Сергея МИРОНОВА и gettyimages.com