Товарооборот между США и Китаем всегда исчислялся десятками миллиардов долларов. Это крупнейший рынок в мире, и на нем не первый год идет война. Чем завершится противостояние, будут ли в нем победители?
Говорим об этом с доцентом кафедры истории Казахстана и философии КРУ им. А.Байтурсынова кандидатом исторических наук Серикжаном ИСМАИЛОВЫМ.
Экономика или политика?
– Серикжан Сагиндыкович, что послужило причиной затяжной войны между США и Китаем на торговом фронте?
– Дональд Трамп высказался о невыгодности торговых отношений между двумя странами еще в период предвыборной кампании 2016 года. Естественно, будучи избранным президентом США, он продолжил свою недружественную риторику, обвинив Китай в нарушении прав интеллектуальной собственности. В январе 2018-го состоялось первое повышение таможенных пошлин на определенные виды товаров, ввозимых из Китая в США. Это время можно считать началом торговых баталий между самыми крупными экономиками мира. Любопытно, что первыми в санкционные списки попали солнечные батареи, стиральные машины, а позже электроника, запчасти для самолетов, спутники, медицинские товары, оборудование на общую сумму 50 млрд долларов (общий список составил 1300 наименований).
– Чего здесь больше – экономики или политики?
– На мой взгляд, экономики больше. Есть такое выражение: политика – концентрированное выражение экономики. В последние десятилетия многие транснациональные компании начали выводить свои производства в другие страны. На это было несколько причин. Первая – поиск рынка дешевой рабочей силы. Выгоднее построить новый завод в стране, где избыток этой самой силы. Вторая причина: эти страны, как правило, создают хорошие условия для инвестиций и налогообложения. Третья – выход на новые рынки.
Китай – первая экономика мира, он же рынок сбыта номер один. Поэтому многие глобальные компании закрывают глаза на проблемы китайского общества: нарушение прав человека, сложные межэтнические отношения, кража интеллектуальной собственности и т. д. Многие американские, японские, европейские и другие компании имеют свои производства в Поднебесной: Apple, Boeing, BMW, Mercedes, Toyota и др. На их основе китайские фирмы наладили свои производства по выпуску аналогичных товаров (сотовые телефоны, автомобили, спутники, бытовую технику и т. д.). Весь данный спектр товаров мы имеем на отечественном рынке в настоящее время.
В Китае действует правило для иностранных компаний: привел свое производство в страну – поделись технологиями с местными производителями. Открытие совместных предприятий иностранных компаний с китайскими положительно сказывается на собственно китайской экономике.
Когда обе стороны хищники
– США называют торговый дефицит следствием экономической агрессии Китая. Китай – следствием недостатков внутренней экономики США. В чьих словах больше правды?
– Думается, что обе стороны в определенной степени правы в своих высказываниях. Торговый дефицит между США и Китаем достаточно велик. В 2017 году торговый оборот между США и КНР составлял 710,4 млрд долларов, при этом экспорт из США – 187,5 млрд долларов, импорт в США – 522,9 млрд долларов. Таким образом, торговый дефицит США с Китаем составлял 335,4 млрд долларов. Это абсолютно не выгодно США.
Китай в инвестиционном плане ведет себя агрессивно в других странах, выкупая крупные предприятия и месторождения полезных ископаемых. Таких примеров достаточно много в странах Центральной Азии, в Казахстане в том числе. Тем временем американская экономика в плане товаров становится все более потребляющей, нежели производящей. Эта проблема стоит не только перед США, но и перед ЕС, Японией и другими странами. Люди едут за одеждой в Европу, а там на этикетках надпись Made in China.
– Внешний торговый оборот Китая с остальным миром в 2020 году упал на 11%. Видимо, как следствие КВИ. США обвиняют Китай в искусственном происхождении коронавируса. Возможно, это тоже одно из оснований сокращать экономические отношения и в будущем.
– В настоящее время торговые обороты и ВВП многих стран упали и будут падать еще на фоне пандемии. Точно никто не знает, когда это закончится и закончится ли вообще. США одними из первых обвинили Китай в искусственном происхождении и распространении коронавируса. Правоохранительные органы США уже арестовали одного ученого, который якобы передал или помог создать китайцам этот вирус. Китай предъявил обратное обвинение в экспорте вируса.
Взаимные обвинения всегда были и будут частью политики. Существуют версии о заговоре со стороны пресловутого всемирного правительства, Билла Гейтса и прочие теории, которые не подтверждены конкретными фактами. Трампу необходимо до осени выиграть торговую войну, чтобы показать американскому обществу силу и мощь США и свои амбиции на второй президентский срок.
Определенные сдвиги в этом направлении есть. В январе 2020 года был подписан первый пакет соглашений между странами, по которому на определенные уступки пошел Китай. Второй пакет договоренностей должен быть подписан в конце текущего года, когда будет известен новый президент США. В июне прошла встреча между двумя сторонами, но ее подробности не разглашаются. Таким образом, торговая война между США и Китаем показала, что сильные страны с сильной экономикой, так называемые хищники, решают свои проблемы за счет ущемления интересов других государств.
Тикают китайские «ролексы»
Пока США обвиняют Китай в хищении интеллектуальной собственности и в промышленном шпионаже, в Поднебесной продолжается производство продукции, имитирующей товары известных марок.
Так, например, хорошо известны и у нас китайские аналоги часов марок Longines, Rado, Rolex, Patek Philippe и других. Сегодня специалисты вынуждены признать, что наряду с откровенными подделками на рынке можно найти и очень точные копии швейцарских и японских хронометров.
Как же китайские умельцы достигли такого уровня копирования? Как оказалось, внутренние китайские законы о защите интеллектуальной собственности не предусматривают преследование за изготовление отдельных компонентов часовых механизмов. Поэтому разместить заказ на производство механизмов швейцарских часов можно вполне легально на государственных заводах, ведущих свое начало с 50-х годов прошлого века. Тогда китайская часовая промышленность зародилась на основе советских технологий, в частности на базе завода «Чайка», сегодня известной как марка Sea-Gull.
Такие заводы, как Tianjin Wuyi, Bejing Watch Factory, Fiyta, способны производить миллионы комплектующих очень высокого качества. Что будет с этими запчастями далее, завод юридически ответственности не несет. А далее детали часов попадают на теневые сборочные конвейеры, откуда в свет выходят точные копии часов швейцарского и японского производства, ничуть не уступающие оригинальным моделям.
Сын за отца...
Потомок главнокомандующего рабовладельческих штатов в период Гражданской войны в США Роберт Ли, полный тезка своего предка, одобрил снос памятника генералу в американском штате Вирджиния.
«Я ношу имя человека, на чьей статуе мы сейчас стоим и чью статую мы решили снести», – заявил Роберт Ли-четвертый во время своей речи у памятника. По его словам, решение о сносе принял не только губернатор штата, но и все жители Вирджинии.
Роберт Ли выразил признательность всем принимавшим решение о сносе памятника его предку, выразив надежду, что это поспособствует примирению общественных сил в стране.
Конная статуя Ли стояла на аллее исторических памятников в столице Вирджинии Ричмонде. В период Гражданской войны 1861–1865 годов он был столицей южных рабовладельческих штатов. Генерал – один из самых известных американских военачальников XIX века. Во время Гражданской войны в США был командующим Северо-Вирджинской армией и главнокомандующим армии Конфедерации, которые сражались на стороне рабовладельческих штатов.
Помимо этого недавно стало известно, что в американском городе Бирмингеме в штате Алабама демонтируют памятник солдатам и матросам Конфедерации.
Фото istockphoto.com и eadaily.com