Он строил большие планы. Возглавлял оркестр казахских народных инструментов, известный ансамбль «Акжелен», а в последнее время – Костанайскую областную филармонию. Назымбек МОЛДАХМЕТОВ: из его последнего интервью «КН».
Об ответственности
– У нас дружный коллектив и планы немалые, – рассуждал Назымбек Молдабекович. – Парад дирижеров должен стать одним из ярких арт-проектов в новом сезоне. Оркестр – это отдельное государство. Со своими устоями, правилами, законами, традициями. Главное для меня – это ответственность. Тому, кто работает сольно, проще. Потому что отвечаешь только за себя. А здесь – за всех.
Обыватель может подумать: мол, в этом деле просто – вышел на сцену, взмахнул дирижерской палочкой, и всё само собой заиграло... Это не так. За каждым таким выходом к зрителю стоит огромная работа. Репетиции, подбор репертуара, индивидуальное прослушивание и так далее. Например, оркестру, чтобы было готово одно произведение, нужно репетировать минимум два месяца, а то и полгода.
Бывает, отдельно музыкальные инструменты звучат отлично, а вместе никак не могут сыграться. Всякое бывает. Есть такие коллективы, как, например, столичный оркестр Курмангазы, где одни лауреаты с консерваторским образованием. Они запросто друг друга подхватывают и продолжают. Нам бы кадров побольше. Готовить своих, приглашать из других регионов. Кстати, во многих областях Казахстана проблема с музыкальными кадрами. Поэтому далеко не все композиции мы можем взять в свой репертуар.
О том, как управлять временем
– Сегодня много говорят о сохранении традиций. И здесь я соглашусь, что народные инструменты – особая культура. Они как машина времени, которая способна голосами из прошлого рассказать что-то очень важное. В том числе и о культурных ценностях для нашего общества. Мы стараемся сохранять исполнительские традиции. И в то же время удерживать внимание зрителя, шагать в ногу со временем.
При этом наши оркестры и коллективы имеют свой репертуар. Мы не повторяем за другими. Даже в композициях, которым уже не один десяток лет, постоянно раскрываем новый характер, новые образы. Да, можем менять темпоритм, улавливать иные грани, где минор сменяется мажором. Это непростая задача. Поэтому каждый раз одна и та же композиция на сцене звучит по-разному. Это здорово! В такие минуты кажется, что мы, артисты, музыканты, управляем временем: можем заглянуть на пару столетий назад, а можем и в будущее шагнуть.
О любви
– Я люблю и классическую, и народную музыку, казахскую, русскую. У нас вообще это в крови: каждый второй казах играет на домбре. Меня лично научил играть мой дядя. И я с пяти лет с домброй не расстаюсь. Вообще мне повезло – вырос в музыкальной семье. Было музучилище в Аркалыке, потом и консерватория. Оканчивал по классу домбры. Играю на всех родственных ей инструментах. Но как-то раз предложили возглавить студенческий оркестр в нашем КГУ. И всё – дирижерское дело затянуло.
Сейчас для меня равнозначны все инструменты. Поэтому приветствую, когда в большом произведении есть момент сольного исполнения. Импровизация допустима. Будь то домбра или флейта. Первая в своем звучании может показать всю широту наших степей. Вторая – легкость полета маленькой птички или изящность девичьей поступи.
Меня очень радует, когда по улице дети бегут с домброй или кобызом. Раньше в музыкальных школах у нас класса кобыза не было. Только последние годы есть. Это замечательно. Значит, народная музыка жива! Жива история! Это так важно – ведь без прошлого нет будущего!
P.S.: Назымбеку Молдахметову этой весной исполнилось 50 лет. И возможно, что осенью был бы творческий вечер музыканта, который, безусловно, останется в истории филармонии и культуры Костанайской области.