В начале августа Олег ДАНИЛЕНКО вернулся из Москвы с ученой степенью доктора сельхознаук. Официальный документ – диплом Главного учреждения аграрной науки Евразийского сообщества – Тимирязевской академии наук.
Учредителя «Агрофирмы Диевская» первым поздравил аким области. А дальше у Даниленко наступила рабочая рутина, связанная с огромным комплексом работ в хозяйстве, имеющем накануне жатвы 70 тысяч га зерновых в четырех районах области и племенное стадо в четыре тысячи голов аулиекольской мясной породы. В стиле блиц-интервью – времени в обрез – задаю вопросы Олегу Владимировичу.
Доктором приехал
– Эта докторская вас как-то окрыляет?
– Когда два года учишься в докторантуре академии, имеющей мировое научное значение, а затем проходишь через сито Высшей аттестационной комиссии, на заседании которой несколько десятков академиков задают тебе жесткие вопросы, то, да, окрыляет. Я не в одиночку шел к этой цели. За тонкими корочками диплома стоит колоссальный и многолетний труд моих сотоварищей по науке, специалистов по разведению, селекции и генетике сельскохозяйственных животных – российского академика Харона Амерханова и академика АСХН РК Михаила Тамаровского из Казахстана.
– Вы – ученый-практик, ни дня не порывавший с делами своей агрофирмы. Можете в двух словах обрисовать предметный характер научного эффекта на примере хозяйства?
– Конечно. В нынешнем году реализовано свыше 800 голов племенного молодняка. Рентабельность этой отрасли животноводства у нас составляет 45-48 процентов. Кто знает язык экономики, тот скажет, что это очень высокий показатель. Добиться такого результата хозяйство смогло только на основе кропотливого научного подхода.
– Да, но и стоимость одной элитной телочки или супер-элитного бычка для покупателя немаленькая. Что собой представляет схема продаж?
– Приобретение племенного скота на треть дотируется государством. Сегодня на основе только животных диевской селекции действуют 28 племенных хозяйств во всех регионах нашей страны. Число желающих приобрести наш молодняк не уменьшается. Но на всё есть сроки. Обычно в Диевку приезжают после отбивки телят от материнского стада, ближе к декабрю. Вы как покупатель можете пройтись по ферме и буквально поштучно выбрать тот молодняк, который вам приглянулся – идентификационный номер есть на каждом животном. После этого контрактуете товар и уезжаете до лета. Все это время ответственность за вакцинацию, содержание, кормление, привесы молодняка лежит на нас. Бывают ситуации, когда покупатель, что называется, не глядя, контрактует покупку, будучи уверенным, что с качеством животных будет все в порядке. Мы никого не подводили.
– Конкуренция беспокоит?
– Когда за нашим молодняком выстраивается очередь, говорить о конкуренции можно разве что со стороны приобретения скота за рубежом, за счет государства. Многие на этом пути наступали на грабли. Скот из других географических широт имеет слабую резистентность в силу неадаптированности к нашим природно-климатическим условиям, он подвержен экзотическим заболеваниям. Так в республику завезли вирусный трахеит, моракселлез (болезнь, поражающая глаза животных).
Племенной скот местных репродукторов имеет ряд конкурентных преимуществ: животные приспособлены к природно-климатическим условиям, что снижает риск падежа, плюс более низкие затраты на перевозку, нет необходимости таможенного и карантинного оформления.
Против течения
А теперь о фундаментальном. Никоим образом не претендуя даже на околонаучное обозрение, поделюсь своими впечатлениями о той отрасли, из которой мы черпаем бифштексы и бешбармаки. Я приезжал журналистом в совхоз «Диевский», когда Олег Даниленко был еще главным зоотехником овцеплемсовхоза «Сулукольский». От Диевского он стоял не только в изрядной километровой дали, но и в отраслеводческой: первый был типичным многоотраслевым, а второй – научно-производственной базой института овцеводства аж с 1929 года. Родоначальник североказахского мериноса. Я писал отсюда восторженные статьи о здешних спецах и Герое Социалистического Труда чабане Каскабасове.
Семиозерный (Аулиекольский) район в доперестроечное время слыл наукоемким регионом. Кроме Сулукольского с его мощным овцеводческим направлением, совхоз Москалевкий концентрировал в себе научно-производственную линию по селекции КРС. Академик Никита Ростовцев, ученые Иван Черкащенко, Ибрай Мусин, директор совхоза Михаил Карпов и главный зоотехник этого же хозяйства Зейнулла Жанбуршинов закладывали основы аулиекольской породы скота. Назначенный директором «Диевского» 33-летний Даниленко подключился к этим исследованиям.
Потом для науки наступило не самое лучшее время, когда нужно было думать о банальном пропитании. Гасли огни совхозов – в прямом смысле этого слова и навсегда. Директоров ломали через колено: режьте скот, рассчитывайтесь с бюджетом и людьми... Соглашались многие – жить как-то надо. Олег Даниленко не согласился. Тоже хотелось жить. Но не по течению, а вопреки. Приверженность науке захватывает, как правило, цельную натуру, человека с крепким внутренним стержнем и гроссмейстерским даром видеть ситуацию на несколько ходов вперед.
Научный подход
В следующем году финиширует госпрограмма развития агропромышленного комплекса РК, стартовавшая в 2017 году. Основные индикаторы известны – увеличение производительности труда и производства продукции как минимум в 2,5 раза. В том же 2017 году Минсельхоз страны констатировал: в отрасли слабое взаимодействие агронауки и бизнес-сообщества, поскольку только 8% результатов научно-технической деятельности внедряется в производство. Что-то изменилось спустя три года?
Насколько мне известно, в нашей области стабильными контактами с научными учреждениями в сфере животноводства пользуется Борис Князев (ТОО им. Алтынсарина), Зейнулла Жанбуршинов (ТОО «Москалевское»), Олег Даниленко (ТОО «Агрофирма «Диевская») и еще пара хозяйств. И не потому, что кругом ретрограды, наука требует денежных вложений. Мелкие фермеры вряд ли потянут этот груз, средние больше обеспокоены складывающейся конъюнктурой, быстрым оборотом средств. И то правда: зачем сажать и корпеть над яблоней, если можно купить готовые яблоки?
Даниленко предпочитает их продавать. Его животноводство приносит в доходную часть бюджета агрофирмы деньги, позволяющие надежно возмещать возможные потери на зерновой ниве.
При любых капризах климата элитные фермы работают как механизм часов в крепкой стальной оболочке. И феномен Даниленко не в том, что он единственный на весь регион доктор сельскохозяйственных наук, хозяйствующий ученый-практик, а в том, что он являет собой пример современного агрария, очень взыскательно относящегося к процессам внутри сельского бизнеса.
Он и своего нынешнего главного зоотехника Аслана Абжанова продвигает в аспирантуру. Туда же нацеливает главного ветврача Еркебулана Есентая. Это логично: в хозяйство приезжает немало представительных делегаций, оно же проводит открытые аукционы по продаже скота, следовательно, к диевцам есть много вопросов, требующих глубоких квалифицированных ответов, умного менеджмента, нетривиальных решений.
Это не погоня за внешними регалиями, а стремление познать наиболее эффективные рычаги управления бизнесом, технологическими процессами. Мало кто знает о ситуации, когда Олег Даниленко в 90-х годах поступил в аспирантуру Северного НИИ животноводства (г. Петропавловск), но вскоре был вынужден вместе с готовящейся диссертацией на кандидатскую степень покинуть учреждение – очередная реформа Минобразования отодвигала процесс. Тогда соискатель едет в Академгородок Новосибирска, где находит поддержку видных ученых, и блестяще защищает ученую степень. К докторской он подойдет с более широкими научными выкладками, базирующимися на основе длительных исследований в тесном контакте с казахстанскими и российскими учеными.
Знания – это не тот сундук с золотыми дублонами, которые хранят на черный день. Продавая элитный скот в разные регионы страны, Даниленко прекрасно понимает, что при неумелом, поверхностном обращении с этими живыми «золотыми слитками» покупатель может потерять их, обесценить. Из этого соображения у Даниленко рождается идея вместе с отечественными и российскими учеными написать обстоятельный научный труд, в котором бы излагались мельчайшие тонкости научно обоснованного разведения аулиекольской породы. Эдакая энциклопедия ее совершенствования. Научный, знаете ли, подход. И его материализация, думаю, факт недолгого времени.