Завтра исполняется ровно 100 лет событию, положившему начало казахстанской независимости.
26 августа 1920 года декретом ВЦИК и СНК РСФСР была образована Киргизская (позже Казакская) Автономная Социалистическая Советская Республика с административным центром в Оренбурге. Однако этому событию предшествовали другие, не менее важные. Об этом рассказывает доцент КРУ им. А. Байтурсынова кандидат исторических наук Серикжан ИСМАИЛОВ.
Истоки
Идея автономии Степного края зародилась в умах казахской интеллигенции задолго до 1917 года. Но именно 1917-й стал для всей Российской империи судьбоносным. В феврале грянула революция, которую в советской историографии называли буржуазно-демократической или просто февральской.
Династия Романовых сошла с престола. Россия была провозглашена демократическим государством. Временное правительство объявило о выборах в Учредительное собрание, которое должно было решить будущее устройство страны. Это активизировало политическую жизнь государства, и не только в европейской части бывшей империи.
Бурные политические процессы начались в Казахстане, Башкирии, Татарстане, на Кавказе и в Средней Азии. Рождались новые партии различного политического направления. В казахской степи наибольшей популярностью у народа пользовалась партия «Алаш», лидерами которой являлись Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Мыржакып Дулатов, Мухамеджан Тынышпаев, Мустафа Шокай и другие.
События развивались стремительно весь 1917 год. В июле состоялся первый Всеказахский съезд в Оренбурге. Участники съезда приняли решение об официальном образовании партии «Алаш» и подготовке создания национально-территориальной автономии в составе Российской Демократической Федеративной Республики.
В ноябре была опубликована программа партии в газете «Казах». Программа предусматривала всеобщее избирательное право, равенство всех автономий, отделение церкви от государства, свободу слова, мирных собраний и т.д. Многое из того, к чему мы пришли относительно недавно, уже тогда было обязательной демократической нормой.
В декабре прошел второй Всеказахский съезд, на котором было принято окончательное решение об образовании автономии и создании правительства «Алаш Орда». Правительство состояло из 25 человек, при этом десять мест в нем было отдано представителям других народов, населявших казахские земли. Границы национальной автономии «Алаш» включали в себя практически всю современную территорию Казахстана.
Реакция большевиков
Как большевики отнеслись к такому повороту дел? Они стояли на том, что любые национальные автономии могут существовать только на основе Советов. Никакого национального представительства, а главное условие – классовая дифференциация. Поэтому, когда после Октябрьской революции в ноябре 1917 года на территориях Южного Казахстана и Узбекистана была создана Кокандская автономия в Коканд прибыл вооруженный отряд большевиков. Автономия, которую возглавляли Мухамеджан Тынышпаев и Мустафа Шокай, была разгромлена. В ходе военных действий пострадала большая часть гражданского населения. Этим Советы показали, что не потерпят никаких национальных автономий.
Похожим образом новая власть поступала и с другими территориями. К примеру, председатель Всероссийского ЦИК Михаил Калинин заявлял, что «автономия Башкурдистана – буф (буфер) для восточных народов». Для того чтобы предотвратить создание башкирской автономии, большевики отправили башкирские воинские части под Петроград. Военно-политический механизм создания автономии был ликвидирован.
Советская власть всеми силами пыталась дискредитировать лидеров «Алаш». На закрытом совещании под председательством того же Калинина была поставлена задача ослабления влияния Ахмета Байтурсынова в казахской степи. Это было сделано методом обострения социальных противоречий между беднотой и образованной интеллигенцией. Фактически Букейханова, Байтурсынова и лидера башкир Валидова признали неугодными Советской власти. О дальнейшей судьбе лидеров «Алаш» мы хорошо знаем. После недолгой амнистии большевики расправились с опасными политическими оппонентами.
Они многое успели
Несмотря на последовавшие преследования и аресты, партия «Алаш» успела сделать немало и в отстаивании территориальной целостности Казахстана. В частности, велика роль Ахмета Байтурсынова и Мухамеджана Сералина в вопросе принадлежности территории Костанайской области. На наш уезд (в то время область значилась уездом) претендовала Челябинская губерния. Между руководителями Казахской автономии и Челябинской губернии разгорелась дискуссия. Однако Байтурсынов и Сералин сумели на основе неоспоримых фактов доказать, что регион является исконно казахской землей.
26 августа 1920 года был подписан Декрет об образовании Киргизской АССР, пять лет спустя переименованной в Казакскую АССР. В состав первого правительства вошли некоторые представители «Алаш». К примеру, Ахмет Байтурсынов был назначен министром просвещения. Позже неугодных власти назначенцев вывели из состава правительства под различными предлогами.
Сегодня многие люди, слабо знакомые с историческими фактами, утверждают, что Казахская автономия появилась исключительно благодаря большевикам. Мол, под документом стоят подписи советских чиновников. Но лично я придерживаюсь иного мнения. Большевики ликвидировали казахскую автономию «Алаш», а потом на собственных условиях и принципах ее вернули.
Так или иначе, создание казахской автономии значительно изменило жизнь населения Степи. В состав Киргизской (а позже Казакской) АССР в разное время были включены все те территории, что сегодня являются неотъемлемой собственностью современного Казахстана. Население республики стало активно вовлекаться в различные государственные и управленческие структуры, зародились различные социальные институты, которые в составе Российской империи были немыслимы. Началось становление казахской государственности.
Фото e-history.kz