Казахстанское общество находится в напряжении и ожидании. Пандемия сделала свое дело, заставив по-иному посмотреть на возможности власти и ее действия.
Почему в напряжении? Рядовой казахстанец, потеряв работу, конечно, был рад получить для кого-то действительно спасительное пособие. На время отменили часть налогов для бизнеса. На борьбу с самим коронавирусом бросили бюджетные миллиарды, в очередной раз открыв главную копилку страны – Национальный фонд. Но чем это может обернуться в будущем? И насколько мнение, что сегодня недоверие к государству только выросло, достоверно? А самое главное, при запросе на перемены, есть ли системный мобилизационный план для консолидации власти и общества?
Известный казахстанский политолог Максим Казначеев убежден, что пандемия стала стресс-тестом для власти, и она этот экзамен по большому счету не выдержала. Что понимает и сама. Перемены могут быть по времени связаны с весенними выборами будущего года в Мажилис, ведь они повлекут за собой смену правительства. Но не слишком ли это долго? Казначеев считает, что досрочные выборы возможны. И косвенным признаком этого является процедура праймериз в партии власти, каковой является «Нур Отан».
Задача внутрипартийных выборов, которые стартовали на прошлой неделе, – выявить лидеров в обществе и привлечь их к работе. В частности, в том числе из победителей этих выборов будут состоять будущие партийные списки кандидатов в маслихаты и Мажилис. Праймериз, по мнению политолога, плавно перетечет в досрочную парламентскую кампанию уже осенью. Иначе, говорит политолог, «не совсем понятно, зачем было организовывать праймериз за полгода до конституционного срока проведения парламентских выборов».
«Нас и без того лихорадит»
Сергей ЖАЛЫБИН, доктор юридических наук, экс-депутат Парламента РК:
– Я не думаю, что будут досрочные парламентские выборы. Это может стать очередным раздражителем для и без того напряженного казахстанского общества. Нас и без них лихорадит. Действия медицинских и местных властей не системны, хаотичны, напоминают шараханья из стороны в сторону. О том, что Казахстан лихорадит, говорит и такой факт: не справившись сами с ситуацией по коронавирусу, мы были вынуждены обратиться к России. Даже Украина и Катар прислали нам гуманитарную помощь. И в такой ситуации говорить о досрочных выборах? Не вижу предпосылок. Возможно, я ошибаюсь.
Праймериз «Нур Отана», которые проводятся впервые в истории партии, это попытка и возможность продемонстрировать свое демократическое движение. Это шаг навстречу недавно появившейся Лиге сторонников партии «Нур Отан». Праймериз – это поле для пропаганды заявленной линии на обновление. Это способ привлечь сторонников. Потому что не секрет: «Нур Отан» в последнее время несколько растерял свои позиции. Праймериз может помочь изменить ситуацию.
Евгений ШИБАРШИН, политический обозреватель:
– Я считаю, что домыслы о досрочных выборах безосновательные. До конституционного срока их проведения и без того мало времени, зачем что-то искусственно к этому привязывать. Конечно, для организации праймериз у партии «Нур Отан» вполне определенные политические причины. Ей будет тяжелее получить места в Мажилисе, чем прежде. Поэтому они и начали раньше с реализации демократического принципа формирования списков кандидатов от партии. Другое дело, во что это выльется. Попадут ли в эти списки те, кто должен, или нет. Но во всяком случае этим праймериз «Нур Отан» привлечет больше сторонников. Расширится круг людей, которые активно хотят участвовать в политике. Если будет нормальная демократическая процедура отбора кандидатов, они с удовольствием проголосуют за партию. Других мотивов проведения праймериз я не вижу.
Все доводы про смену правительства из-за коронавируса после выборов в Мажилис, с моей точки зрения, несостоятельны.
Фото azattyq-ruhy.kz