Сания КАДБАНОВА и Виктор ЧЕРВЯКОВ внезапно получили от государства «стоп» на занятие своим бизнесом. Оба владельцы кальянных в Костанае. Что делать с кредитами, арендой и персоналом, бизнесменам никто не сказал.
Задача: выжить
Запрет стал реальностью после вступления в силу Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения». Он был подписан Президентом Казахстана в июле 2020 года. Кальян теперь можно курить только у себя дома. Этот пункт явился полной неожиданностью для кальянного бизнеса.
– Мы не дети олигархов. Мы сами берем кредиты для развития бизнеса. На аренду, покупку лицензии на продажу алкоголя, зарплату работникам уходит ежемесячно в целом до миллиона тенге, – говорит Сания Кадбанова.
– Наше заведение проработало шесть месяцев, сейчас из-за карантина простаивает столько же. Кальяны запрещено курить в пунктах общественного питания. Я готов закрыть кухню, но почему нельзя работать в отдельном помещении? – задается вопросом Виктор Червяков.
По словам предпринимателей, у них есть наработанная база клиентов – 50-60 человек. Кто-то ходил каждый день, кто-то – через день. Много молодежи. Чем они будут заниматься вместо курения кальянов, куда приложат энергию – непредсказуемо. После начала карантина около двух месяцев кальяны у Сании Кадбановой заказывали на дом, потом перестали... Виктор Червяков отказался от этой идеи сразу.
Цифры и деньги
По данным Департамента госдоходов Костанайской области в регионе зарегистрировано 26 кальянных – в Костанае и Рудном. По подсчетам Сании Кадбановой только в Костанае около 60 человек занимаются кальянным бизнесом. Возможно, при регистрации не все указали его основным видом деятельности. Сания обратилась к коллегам с предложением объединиться в группу WhatsApp, чтобы обсудить, что делать дальше. Откликнулся только Виктор и еще один предприниматель из Карабалыкского района.
За первое полугодие оба моих собеседника заплатили по 200 тысяч тенге в бюджет в виде лицензий и налогов. В год получается 400 тысяч. Умножаем это число на неофициальное количество тех, кто зарабатывает на кальянах в Костанае – 60, – получаем 24 миллиона тенге. Деньги, может, и не слишком большие для бюджета, но ведь не лишние, правда? В крупных городах, где кальянный бизнес развит сильнее, цифры будут, естественно, больше.
Прогноз
Большинство людей, которые, что называется, в теме, считают, что теперь кальянный бизнес просто уйдёт в «тень». Слишком велико количество людей, которые любят подымить. Дымящиеся установки перекочуют в квартиры, в основном съемные, потому что кальянный дым в воздухе – вещь очень неприятная, и дома вряд ли кому-то захочется вдыхать его.
Выездной кальянщик «запустит» кальян и уйдет, дальше люди сами будут готовить курительную смесь. А там угольки, искры и прочее, что запросто может вызвать пожар. Среднее время горения табака – час-полтора. Кальян на вечеринках идет в паре с алкоголем. На выходе получаем гремучую смесь из нетрезвых людей, углей и дыма на весь подъезд, если не дом... Так себе прогноз.
Государство выбрало очень простой способ борьбы за здоровье народа: начисто запретить и всё! Может, надо было начинать с выселения кальянных из жилых домов и запрета в ресторанах? Забота о некурящих гражданах выглядит странно именно из-за радикальности принятого решения. Предполагаю, что эффект борьбы с подпольными кальянными будет такой же, как с нарушителями карантина: кого накрыли летучие отряды полиции и санитарных врачей, тех и наказали. Кого не накрыли – те радуются жизни дальше.
Нечто похожее происходило во времена «сухого закона» в США в XX веке. Жесткие ограничения по продаже алкоголя привели к расцвету подпольной продажи «градусных» напитков. Государство несло убытки. 13 лет так развлекались...