Благополучную Америку в этом году сотрясло так, как другим странам и не снилось. Высокий уровень пандемии, массовые беспорядки, резкое падение ВВП. Но при этом система образования в стране осталась стабильной. В этом удалось убедиться на личном опыте костанайцу Виталию РУДНЕВУ (на фото справа), недавно вернувшемуся из США.
Два английских языка
– Виталий, давай для начала о том, с чем была связана твоя поездка? Как долго ты там был? Ведь для того, чтобы более-менее узнать чужую страну, нужно не меньше года.
– Как раз-таки год я там и был. Это была учеба в рамках стипендиальной программы Хьюберта Хамфри. Хамфри – это 38-й вице-президент США, внесший большой вклад в становление демократических институтов в стране и глобального мирового сотрудничества. Те, кто наслышан о программе Fulbright (стипендиальная программа Хьюберта Хамфри проводится в рамках обмена по линии Fulbright. – Прим. авт.), знают, что по образовательным грантам в Америку едут самые разные люди. В плане возраста, образования, социальной группы и т.д.
– Знаю, что по Work and Travel, к примеру, в США часто едут люди с низким уровнем английского. Как у тебя с этим? Год в Америке помог усовершенствоваться?
– По окончании КазГУ помимо основной работы в Академии наук я преподавал английский в двух частных алматинских школах. На момент поездки уровень был уже достаточно высокий. В Америке я изучал дисциплины в рамках специализации «Преподавание английского как иностранного языка» и сейчас хочу применить полученные знания дома, в Костанае.
– Отовсюду слышим: английский донельзя идиоматичен, учите устойчивые конструкции, сленг и т.п. Что посоветуешь изучающим? Без идиом, действительно, никак?
– Посоветовал бы не зацикливаться на сложных грамматических, сослагательных конструкциях, предложениях с редко употребляемыми временами. Это все нужно, но придет потом. Что касается идиом, то преподаватели в университетах США стараются использовать их нечасто. В студенческой среде много иностранцев, для которых английский не родной, может возникнуть непонимание. И вообще, в Америке в аудиториях один английский язык, на стадионе во время футбольного матча – другой, а, например, с таксистом или в бюджетном магазине разговариваешь на каком-то третьем варианте «американского английского».
На лекции в пижаме
– Какой у тебя был маршрут? Удалось ли побывать в Нью-Йорке, Вашингтоне, Бостоне, например?
– Я жил в музыкальной столице США, в городе Нэшвилле, штат Теннесси. Это штат Элвиса Пресли, Мартина Лютера Кинга. Граничит с восемью другими штатами и существует сразу в двух часовых поясах. Частный университет Vanderbilt, моя alma mater в течение года, имеет 150-летнюю историю, его неформально называют южным Гарвардом. Сам университетский городок считается достопримечательностью штата. С его старинными зданиями, отличными лужайками, где можно лежать, загорать. Двухсотлетние деревья, белки, но не рыжие, а серые и разные экзотические птицы.
– Система образования в США, как и у нас, быстро модернизируется под реалии сегодняшнего дня. Каковы основные отличия от нашей?
– Прежде всего, это специализация. Студенты в США могут свободно менять специализацию в течение первых двух лет, посещая самые разные курсы, знакомясь с возможными перспективами. Там нет понятия «студенческая группа» с неизменным списком студентов, как у нас. В течение недели посещаешь выбранные тобой занятия, и вокруг тебя могут быть студенты из других колледжей, другого года обучения, но вас объединяет то, что вам интересен этот курс и этот преподаватель.
Можно подобрать наиболее удобное расписание для себя. Никто никого не контролирует. Никаких перекличек, проверок администрацией посещаемости. Нет требований к внешнему виду. Человек может прийти на занятие в пижаме, скажем. В аудиториях во время занятий можно перекусить и выпить кофе, не отрываясь от процесса. У нас была преподаватель, женщина средних лет в джинсах в обтяжку, которая имела обыкновение объяснять учебный материал, сидя на столе и закинув ногу на ногу. И это абсолютно приемлемо. Можно покинуть аудиторию в любой момент, можно и не возвращаться, если изменились планы.
Отношения «студент – преподаватель» менее формальные, но в то же время уважительные. Взаимное уважение и признание друг друга как личностей. В Америке мой день рождения совпал с Днем благодарения. Декан пригласил нашу группу в гости, а вечер незаметно превратился в мой день рождения. Возможно ли у нас такое общение, не знаю.
Из многих – единое
– В США, как и везде, вузы перешли на дистанционное обучение. Как в целом происходит оценка знаний – до и после карантина?
– В Америке тестирование не самый главный способ проверки знаний. Преподаватель смотрит на общую активность студента в течение семестра. При этом посещаемость может дать максимум 20%, написание и анализ научных работ – еще 20, презентации и исследования – 15-20. Но большую роль играют также волонтерская деятельность в профильных заведениях, посещение значимых лекций, культурных событий и так далее.
Переход на удаленку прошел негладко. Например, в университете Vanderbilt студенты медицинских специальностей первыми потребовали снижения платы за обучение, так как, по их мнению, невозможно получить полноценные знания онлайн. Их примеру последовали другие. В целом студенты стараются учиться и на удаленке. Стоимость обучения высокая, от 40 тысяч долларов в год. Думаю, это тоже стимул.
– Говорят, что американские университеты делают больший упор на практическую, нежели теоретическую сторону образования. Это так?
– За всю систему высшего образования США говорить не буду. Но обучение, действительно, ориентировано на практику, на реальные задачи и ситуации. Обучение более динамичное и живое также за счет встреч, презентаций, различных мероприятий, мастер-классов. Причем практически ежедневных. Мне тоже довелось делать презентации для американских студентов и школьников. К сожалению, они почти не знают мировую историю, географию. Все страны с окончанием «стан» для большинства нечто однородное, как «Афганистан», ассоциируется с нестабильностью. По мере возможностей я старался презентовать нашу страну, рассказывать о ее природе, людях, традициях. Американцев подкупает то, что Казахстан тоже многонациональное государство, где, по выражению Цицерона, воплощен принцип E Pluribus Unum – «из многих единое».
– Американские дети, наверно, сама непосредственность?
– Не стесняются спрашивать. На уроках в начальной школе я рассказывал им о нашей стране, используя в презентации картинки и фото. А потом мы вместе рисовали юрту. Причем в разных группах дети задавали один и тот же вопрос: почему юрта снаружи выглядит скромно, а внутри так богато и красиво?
– И каков был твой ответ?
– Я перевел им фразу из песни «Важней всего погода в доме».
Вёл интервью Мурат ТЮЛЕЕВ
Фото предоставлено Виталием РУДНЕВЫМ