Последний месяц лета удивил даже видавших виды знатоков международной жизни. Лихтенштейн напал на Чехию. Не в военном смысле, пусть путем дипломатических претензий, но многие в мире заговорили о том, что не все спокойно в Датском королевстве. Евросоюз ждет земельный передел? Об этом говорим с доцентом КРУ им. А. Байтурсынова кандидатом исторических наук Серикжаном ИСМАИЛОВЫМ.
Дерзкое княжество
– Серикжан Сагындыкович, в чем претензии государства, по площади занимающего земли меньше, чем Костанай с пригородами, и даже не входящего в Евросоюз? Откуда этот дерзкий выпад и в чем его предпосылки?
– Лихтенштейн только политически не входит в ЕС, однако экономически является участником Европейской экономической зоны. То есть вся жизнь в княжестве урегулирована законами Евросоюза, и фактически он участник объединения. С другой стороны, Лихтенштейн ассоциирован со Швейцарской Федерацией, которая в ЕС не входит. Корни территориальных претензий княжества, потребовавшего от Чехии, восходят к итогам Второй мировой войны. Тогда почти вся карта мира была перекроена. Многие европейские государства серьезно изменили свои границы. Германия и ее союзники утратили значительную часть своих территорий, а государства-победители или наиболее пострадавшие от фашистской агрессии получили шанс для новых территориальных приобретений. Карликовое государство, бывшее на стороне Германии, также пострадало.
– И как много требует от Чехии Лихтенштейн?
– Когда Чехия после войны отъела значительный кусок земли, площадь аннексированных земель княжества составила 2 тысячи квадратных километров. Это более чем в десять раз больше нынешней территории Лихтенштейна. Чехия тогда воспользовалась своим правом как одна из стран, значительно пострадавших от германской агрессии и последовавшего Мюнхенского раздела. Поэтому официальный Вадуц подал иск в Европейский суд и имеет все шансы выиграть дело.
Спор, который длится 75 лет
– Кто-то может сказать, Лихтенштейн поддерживал в войне Германию, и поделом ему...
– Судьба карликовых государств в период Второй мировой войны была достаточно незавидной. У них не было ни экономических, ни политических и военных возможностей противостоять таким державам, как Германия, Франция, Великобритания или СССР. Гранича с государствами с фашистским режимом Германией, Италией и Испанией, они были вынуждены сотрудничать с ними. Говоря прямо, маленькие страны не чувствовали себя защищенными от возможной агрессии. Примером такой неопределенности и невыполнения своих союзных обязательств являются судьбы Австрии, Чехословакии, Польши. Был нарушен нейтралитет Бельгии, Финляндии и многих других. Обвинять карликовые страны в их сотрудничестве с фашистскими режимами сейчас уже не совсем корректно. Многие из них просто вынуждены были сотрудничать, иначе бы они просто исчезли.
– Сейчас ситуация, наверно, похожая? Военные блоки, союзы, договоры...
– Да, сегодня карликовые государства являются участниками многих европейских сообществ: от экономических до военно-политических. Откровенно говоря, это им выгодно в плане получения определенных преференций, а также из соображений государственной безопасности. Некоторым членство в НАТО позволяет избежать внешних угроз, но при этом не содержать собственную армию, различные спецслужбы и т.д. Такая позиция позволяет им направлять свои основные усилия на экономическое развитие страны и создание высокого уровня жизни для собственного населения. Открытые экономические границы в рамках Евросоюза удобны в плане связей и пересечения границ для граждан, товаров, услуг. Многие жители карликовых государств ездят на работу в соседние страны, и наоборот. Но Лихтенштейн не входит в НАТО, так как не имеет собственной армии.
Риск цепной реакции
– А что будет, если Европейский суд по правам человека удовлетворит иск княжества?
– Думаю, это откроет новую страницу в истории Европы и повлечет за собой цепную реакцию по всему миру. В истории человечества полно примеров, когда границы государств утрачивались, видоизменялись, появлялись одни страны, а другие исчезали. Всякая империя переживала свой расцвет и свое падение. Империи Чингисхана, Македонского, римских цезарей владели огромными пространствами, но где они сейчас. Сегодня есть тенденция возвращения к теме пересмотра границ, и это не может не вызывать опасения у многих стран не только в Европе, но и во всем мире. Бывает, что лидеры некоторых государств разыгрывают карту пересмотра границ, чтобы поднять собственный рейтинг среди населения, ссылаясь либо на героическое прошлое, либо на историческую справедливость. Такая политика в итоге может привести к новым военным конфликтам, к открытому военному противостоянию крупных держав.
– Что выиграет от приобретения новых земель Лихтенштейн?
– Княжество, которое имеет практически самый высокий ВВП в мире, тем не менее ищет какие-то новые горизонты для своей экономики. Возвращение территории, на которой расположены древние исторические замки, наверно, сделало бы страну еще более привлекательной для туристов. Но все-таки руководству этой маленькой страны необходимо исходить из современной геополитической ситуации, когда стабильность границ и добрососедские отношения с другими государствами гораздо ценнее любых политических амбиций.