Семейная каша всегда гуще«КамАЗы» не пчелы. Но таких машин у нас столько на полях, что их яркая оранжевая окраска напоминает рой в самый разгар медоносной страды.
Что-то подобное происходит и на полях, подведомственных товариществу «Семиозерка», чья мощная автопарковая и ремонтно-материальная база находится на околице станции Аманкарагай. Три десятка машин с прицепами ежеутренне уходят отсюда по многокилометровым трассам, связывающим в единый зерноуборочный комплекс три полевых подразделения «Семиозерки»: Терсек, Буревестник, Шили. Это юг области, который в силу климатических особенностей первым заканчивает хлебную страду. «КамАЗы» уйдут на поля Узункольского, Федоровского, Сарыкольского районов. Так что зарплатная ведомость водителей пополнится новыми строчками возрастающих чисел.
Владимир ШЛЕЙГЕЛЬ, 56-летний камазист, говорит мне стержневую фразу: «Кто хочет заработать – тот заработает». Он невысокого роста, не словоохотлив, но то, с какой уверенностью он призносит эти слова, и есть та квитэссенция смысла, ради которого он в этой автобазе уже семь лет. Хочется спокойной и надежной работы. «КамАЗ», понятно, не кресло сторожа, не дачная грядка, но когда садишься в него, возникает ощущение некоего братства машины и человека. Вдвоем надежнее. Тем более если у тебя за плечами общий водительский стаж. Это очень важно. «КамАЗ» – машина, пережившая не одну модификацию, с момента своего рождения проще не стала.
В 1983 году Камский автозавод решил выпустить собственные комиксы, получившие название «Практические советы водителю автомобиля «КамАЗ» с целью снизить количество неисправностей, что возникали при эксплуатации грузовиков из-за недостаточной квалификации водителей. Сейчас с квалификацией не проблема, а если в силу молодости недостает опыта, всегда придут на помощь товарищи из родного коллектива. «Молодец, братуха! Не слушай никого, всё нормально у тебя получается, эти машины для работы, а не для выставок!» – читаю я эсэмэску в поддержку собрата по команде.
Сергей САБИН, 32 года. Высокий, собранный, говорит прямо, как есть: «Простоял на ремонте. Двое маленьких детей, кредит, горячая пора, а я тут... Настроение? Хорошее. Я же в поле наконец ухожу. Буду нагонять упущенное».
Никто ничего не приукрашивает. Жизнь – штука полосатая, сегодня черная полоса, завтра белая. Но в этой рабочей жизни, где ты все делаешь собственными руками, большое значение имеют тылы, жизнеобеспечивающие ресурсы. Александр ТРОЯНОВ, главный по автопарку «Семиозерки», высокий, крепко сложенный, которого, по виду, очень сложно вывести из себя, рассудительно говорит об этих самых тылах. «Я 20 лет тут с нашими ребятами. У них работа особенная. Не знаешь, где и когда толком поешь, потому что в чистом поле кафе не бывает. Выдаем суточные командировочные – купить в дорогу есть на что. Обеспеченность запчастями высокая. Немного притормозили нас запреты с коронавирусом, но ситуация уже выправилась. Если подытожить зарплатную политику, то вкратце она такова: какой бы ни был год – урожайный или не очень, мы без денег не сидим. У нас, камазистов, большое плечо действий для заработка: полей много в разных частях области, так что свое мы возьмем».
Ну и в завершение. Есть у меня хороший знакомый в этом же Аманкарагае. У него личный «КамАЗ». Я всегда с восторгом глядел на эту пару. Свободный человек, где хочет, там и зарабатывает на своем коне. Сегодня у одного хозяина, завтра у другого. И заработки неплохие. Но вот что интересно: после командировки в товарищество «Семиозерка» я позвонил старому товарищу уточнить кое-что по механической части. А он мне в ответ: «Григорьевич, да я же «КамАЗ» продал. Почему? А надоело. Бесперспективняк. Солярку на свои деньги купи, дорогие запчасти тоже, с ремонтом корячишься в поле, потому что никакой техпомощи со сваркой... Гиблое дело. Смотрю, может, в ТОО подамся».
Ну что тут скажешь? Как говорил мой дед, суровый последователь семейных ценностей, «семейная каша всегда гуще».