Уже почти полгода работники лесхозов разгребают буреломы и ветровалы – последствия снежного апокалипсиса, который случился 7 апреля. От работы отвлекают досужие сплетни местных жителей и туристов. Есть ли в них правда?
Двойная работа
Говорят, что лесники прикрываются ураганом и приторговывают здоровым лесом. В социальных сетях эти сплетни живут уже своей самостоятельной жизнью. Домыслы обрастают всё новыми комментариями туристов, в том числе иногородних, которые приезжают в сосновый бор на отдых. Корреспонденты «КН» выехали на место.
Директор Аракарагайского учреждения лесного хозяйства Дмитрий ХАРЧЕНКО рассказывает, что объем работ в этом году небывалый. Из-за стихии на территории трех лесничеств – Краснокордонском, Убаганском и Владимировском – приходится проделывать двойную работу. То есть отводить и плановый лес, и погибший. Последнего так много, что обсчет ведется по сей день. А работы по его уборке в этом году не завершить, продолжатся в следующем. И это самый благоприятный прогноз.
– Раньше мы убирали до 100 кубов ветровала в год. План этого года небывалый: утверждено 23 тысячи кубов (!), выполнение на сегодняшний день – около 18 тысяч кубов. И это не крайние показатели, – отмечает директор. – В первую очередь убирали бурелом с дорог и вдоль них, расчищали просеки. У нас 48 тысяч гектаров леса. Так что в короткие сроки убрать такую территорию невозможно.
Пожары
Сосновые леса горят страшно. Шишки – зажигательные пули, которые летят на расстояние до нескольких сотен метров. После апрельской бури в лесхозе за голову схватились. Не только потому, что часть леса с «ног сбило». Погибший лес мог увеличить число «жертв». Не дай бог пожар, а он на пути пожарной техники. Поэтому работники были вынуждены и вручную расчищать, прорубать тропы. Благо с начала пожароопасного периода на территории Аракарагайского учреждения случился всего один пожар площадью меньше двух гектаров. Предварительная причина возгорания – искра от сенокосной техники, огонь переметнулся с поля на колок.
– Конечно, из-за захламленности леса ветровалом опасность возгораний сохраняется. На данный момент составлено четыре протокола на частных лиц за разведение костров в лесу. Люди не понимают всей опасности момента, – поясняет Дмитрий Харченко.
Сохраняется и опасность размножения грибков и вредителей леса. Они всегда были, но при таком объеме ветровальной древесины вредителей, конечно, стало больше. Лесники говорят, что помогают лесу, очищая его, но в остальном экосистема отрегулирует этот вопрос самостоятельно.
Сплетни
Дмитрий Харченко говорит, что сплетни отвлекают от работы. Подозрительные граждане ведь даже пишут жалобы в инстанции. Мол, обратите внимание, лес воруют. Недавно подобное заявление стало причиной проверки. Ее итог – извинения в адрес лесников.
– Мы уже устали отбиваться от этого. Сейчас еще грибы пошли, приезжают грибники. Они фотографируют стволы деревьев, уложенные штабелями в ходе заготовки. Думают, что мы убираем здоровый лес. Это не так!
К слову, о штабелях. В Аракарагайском учреждении лесного хозяйства люди трудятся семейными подрядами. Сергей Палунин работает вместе с сыном Вячеславом более десяти лет. Сейчас они занимаются чикировкой – цепляют деревья крючками и вытаскивают их трактором из леса.
– Во время перекуров собираем грибы. Груздей нынче много! Чтобы руки мыть, повесили на вагончик чайник. Два раза в смену перекусы по полчаса. Много не отдыхаем, потому что работаем сдельно. Каждая минута дорога! – говорит Сергей.
Владимир и Виталий Дерляйн трудятся тут же. Отец, Владимир, занят на лесных делянах всю жизнь начиная с 1974 года. Работа тяжелая, много ручной. Надо и бензопилой поработать, и ветки поломанные собрать. В лесу оставлять их нельзя – опасность пожара.
– Самый высокий класс пожарной опасности – пятый – длился в этом году месяц. Мы и в это время убирали ветровал, чтобы с объемами справиться. Это колоссальный труд, – говорит Дмитрий Харченко. – Трактор МТЗ-82 вывозит сосны из леса на расчищенную площадку. Далее начинается разработка древесины: обрезка сучьев и укладывание в штабеля. Те самые штабеля, которые побуждают некоторых людей на нас жаловаться, придумывать всякие небылицы.