Он в 25 лет стал самым молодым директором банка в Казахстане. И следующие четверть века посвятил себя развитию финансовой структуры в стране и на международном уровне.
Наш собеседник – Нурбол БАЙЗИРОВ, успешный банкир и продвинутый финансист, ныне председатель попечительского совета OO «Atamnyn amanaty», советник председателя правления АО «AlOQABANK» и многих финансовых и агропромышленных компаний РК. Он был и остаётся прежде всего нашим земляком.
Как исправить ситуацию
– Нурбол Аубакирович, в своём недавнем Послании Президент Казахстана уделил большое внимание преобразованиям в экономике страны. Чего ожидаете в первую очередь?
– В своём Послании Президент дал ответы на многие наши вопросы. Каким должен стать бизнес в ближайшее время, какие планы строить бизнесменам, как государство будет участвовать в этом, что будут субсидировать, каким будет денежно-кредитное будущее Казахстана...
– В чём особый поворотный момент?
– Государство окажет финансовую поддержку малому и среднему бизнесу в размере 200 миллиардов тенге. И в будущем эта помощь будет всё больше. Во время пандемии много направлений в малом бизнесе пострадало. Эта поддержка даст мощный толчок для дальнейшего развития нашей страны. Если таким предприятиям помогут, чтобы они встали на ноги, то они своевременно заплатят своим работникам зарплату, налоги, и так же своевременно пойдут инвестиции по всем направлениям. А это приведёт в равновесие социальное самочувствие общества.
– Вы знакомы с деталями работы банковских систем разных стран. В чём особенность казахстанской?
– Нашу банковскую систему очень мощно поддерживает государство. У нас много бизнес-направлений, которые субсидирует государство. Немало казахстанских банков имеют выход на государственные деньги. В том числе Нацфонд помогает банкам второго уровня. Наши банки запросто могут быть примером для этой системы в СНГ. У нас очень развит розничный бизнес, Узбекистан уже берёт пример. Страны на постсоветском пространстве всё чаще обращаются к нашим банкирам за консультацией. Это показательно. Например, я был советником большого банка в Узбекистане, консультировал именно по вопросам поддержки малого и среднего бизнеса. Причём на примере Костаная.
Системы в России и Казахстане очень перекликаются, близки. И это понятно, наши экономики плотно взаимосвязаны, многие банковские продукты похожи. При финансировании сельского хозяйства в РФ созданы хорошие условия, есть что позаимствовать. Наш пример – тот же Отбасы банк (его основа – Жилстройсбербанк), там отличные банковские продукты.
Стоит признать, что сегодня неустойчивое положение у банков второго уровня. Туда очень тяжело привлекать кредитные ресурсы в тенге. Курс доллара колеблется, и из-за этого многие казахстанцы стараются держать деньги в разных валютах. Но сейчас создают новый денежно-кредитный комитет, который должен исправить ситуацию, разработав стратегию.
Родился – пригодился
– Когда мне было 25 лет, я пришел в Костанай директором филиала Государственного банка жилищного строительства. Он обеспечивал жильем тех, кто работал в бюджетной сфере.
– Как такой молодой человек стал сразу директором банка?
– Я в 1992 году окончил Алматинский архитектурно-строительный институт по специальности «инженер-строитель». Вначале работал по профессии в строительной компании. Дошел до прораба. Банковская структура тогда только поднималась, и я подал резюме в банк, чтобы устроиться туда.
– Кто подсказал? Или стал примером?
– Я очень хорошо познакомился со структурой жилстройбанка, ещё когда учился в вузе. Интересовался, как найти источники финансирования в этом направлении. Когда получаешь техническое образование, начинаешь искать техническое решение всех вопросов. Что значит жилищное строительство? Это технология. Для того чтобы её знать, нужно знать, откуда брать финансирование. Я изучал материалы жилищного банка и мечтал попасть в эту команду. И попал. Начальником отдела ипотечного кредитования центрального аппарата жилстройбанка в Алматы. Уже через год меня отправили в Костанай поднимать систему жилищного строительства. Этот регион – моя родина, я родился в селе Амангельды. Мне так и сказали, мол, раз ты костанайский, то должен поднимать свой регион. И я согласился. С одной стороны, был рад вернуться на родину, с другой – понимал, какая это огромная ответственность.
– На семью время оставалось?
– Тогда, в 1996-м, был ещё холостым... Но недолго. Даже при такой загруженности понимал, что своя семья должна появиться вовремя. И уже в 1997 году женился. У меня всё начинается с Костаная – и карьера, и семья. Как говорится, где родился, там и пригодился. У нас сейчас двое детей, сыну 12 лет, дочке 9.
Без остановки на достигнутом
– Своему выбранному пути вы не изменяли, оставаясь даже в самые сложные времена в этой системе. Тогда в молодом государстве только начала развиваться банковская система. Если сравнивать с сегодняшним днём, большая разница?
– Очень большие изменения. В жилищной программе сегодня применяют массу направлений. На законодательном уровне многое поменялось. Финансовых инструментов стало куда больше. Кроме банков работает масса национальных компаний в этом же направлении.
В моё время мы выдавали кредиты на жилье только бюджетникам, и то только тем, кто проработал более 10 лет. А сейчас масса финансовых продуктов, которые и простым людям помогают, и бизнесменам. Раньше мы же сами и были застройщиками. Сегодня всё намного современнее. Изменились методы финансирования, привлечения средств, продуктовая корзина у этого направления очень большая. Да, проблемы и сейчас есть, но уже создан финансовый институт, который активно развивается и совершенствуется. Не останавливаемся на достигнутом. К слову, в 2002 году, когда я работал в Астане, наш банк активно финансировал проекты при строительстве столицы, ныне Нур-Султана.
– Возвращаясь к началу, родители поддерживали ваш выбор?
– Отец тогда работал в сельском хозяйстве, главным специалистом совхоза. И меня он целенаправленно готовил к тому, что нужно идти в строительство. Говорил, мол, видишь, поднимать село, хозяйства, животноводство нужно, а строим мало. Тогда же к нам в совхоз приехал стройотряд, студенты, будущие строители. Я был ещё школьником, учился во втором классе. И мне поначалу понравилась их униформа, а затем и то, что они вроде бы из ничего – камня и песка – создавали чудо. Дом или ферму, а то и целую школу. Я с ними активно общался, смотрел, как они работают. И меня это приводило в восторг: как здорово что-то строить! С того момента я заразился желанием изучать всё, что касается строительной сферы. Жизнь внесла свои коррективы, но принцип созидать, строить что-то новое остался. И он важен в любой сфере.
– Но вы, знаю, и на этом не остановились. В последнее время активно занимаетесь благотворительными проектами.
– Мы создали общественное объединение «Atamnyn Amanaty». И на сегодняшний день это единственная организация в стране, занимающаяся системным поиском казахстанских солдат, без вести пропавших во время Великой Отечественной войны. Мы ищем места их захоронения. Важнейшая задача – сохранить память о наших героях – отцах, дедах, прадедах. Каждый солдат важен, без оглядки на награды и звания. И очень важно найти, сохранить и передать это будущему поколению.
Повышать уровень гражданско-патриотического, духовно-нравственного сознания общества в целом и молодежи в частности, воспитывать уважение к историческому и культурному наследию нужно на конкретных примерах. Чтить историю, не переписывать её, а восстанавливать белые пятна, в том числе на примере героев Великой войны – всё это, я считаю, и позволяет людям давать надежду на светлое будущее.
Более 271 тысячи солдат без вести пропавшие до сих пор... Мы сотрудничаем с поисковиками России, Украины, Белоруссии, Франции и Германии. И результаты есть: из 2600 заявлений родственников, которые ищут своих солдат, мы уже нашли более 500 героев. Останки двух удалось привезти в Казахстан из дальнего зарубежья. И это всего за год работы. Так что далеко не всё измеряется деньгами. Духовные ценности очень весомы.
Даже в период пандемии наша команда активно занималась волонтёрством. Помогали нуждающимся. Мы гордимся тем, что, зарабатывая деньги, уделяем время и тому, чтобы помогать нашему обществу.