«У одного преподавателя компьютер не работает, другой в систему войти не может. Дистанционное обучение – это проблема и Казахстана, и России». Студенты российских вузов, живущие в Костанае, поделились опытом первых недель учебы дистанционно.
С липовой справкой
Напомним, что в этом году из-за пандемии и закрытых границ казахстанские студенты, которые учатся в зарубежных странах, не смогли выехать на обучение. На днях глава МОН РК в интервью республиканскому изданию SPUTNIK сообщил, что около трех тысяч студентов, которые ранее учились за границей, этой осенью перевелись в отечественные вузы. Как дела у тех, кто остался верен своим вузам и продолжает учиться дистанционно? Судя по их отзывам, не очень. Некоторые даже прибегают к радикальным мерам, пытаются пересечь границу с фиктивной медсправкой.
Так поступала Любовь Шадова (имя изменено по просьбе героини). Она пыталась пересечь границу трижды. В первый раз Любу не пропустили на российской границе – обнаружили подделку. Тогда она сделала справку настоящую – у девушки аллергия с подозрением на псориаз. Хотела обследоваться в Челябинске, там уже сделать вузовскую регистрацию и остаться на учебу. Но следующие два раза девушку останавливали уже казахстанские пограничники. Сначала потому, что не было справки из поликлиники, подтверждающей необходимость обследования в России, затем из-за того, что справка оказалась не той подкатегории.
Люба лингвист-второкурсник ЧелГУ. Говорит, что дистанционка для лингвиста не выход. По опыту окончания первого курса – время было потрачено впустую. «Я училась, каждый день сидела за учебниками, но это всё равно было совершенно не то». К тому же в университете окончательная оценка складывается из посещений, активности на занятиях и практической работы. Ей не ставят пропуски, но за активность у нее выходит ноль баллов, и это сыграет свою роль в итоге.
Возможно, даже хорошо, что у девушки не получается пересечь границу по медицинским показаниям. Университеты не принимают миграционные карты с пометкой «медицина», такой студент общежития не получит.
Грустный опыт
Надя Голубева весной окончила школу, новый учебный год должна была начать с постижения азов строительства в Политехническом университете Санкт-Петербурга.
До последних чисел августа верила, что ее выпустят, что она начнет учебу вместе со всеми. «В итоге сижу дома и не знаю, будет ли у меня дистанционное обучение. Про иностранных студентов просто не хотят вспоминать, информацию нам приходится выуживать по крупицам, и то по сарафанному радио, – говорит первокурсница. – Я уже успела получить опыт дистанционки в школе весной. Повторять совсем не хочется. Тем более в России, судя по всему, системных проблем не меньше: «У одного преподавателя компьютер не работает, другой в систему войти не может...».
Диплом онлайн?
Софии Николенко в этом учебном году защищать дипломную работу. Она учится по специальности «Издательское дело» в Санкт-Петербурге. Тему диплома Соня еще не сформулировала, но направленность – музыкальные издания. Сейчас она продумывает, как наладить связь с вузом дистанционно, максимально ненавязчиво и с пользой. Сложно. Софии кажется, что хорошо диплом она сможет написать только если будет лично беседовать со всеми наставниками и собирать информацию самостоятельно – в институте, в музыкальных издательствах.
– А еще дистанционка требует крепкой силы воли, – говорит девушка. – Если бы мне это подходило, я бы выбрала заочное обучение. К тому же из-за низкого уровня компьютерной грамотности некоторых преподавателей, отсутствия занятий по практическим предметам невозможно получить те навыки, на которые претендуешь.
Однако София мыслит трезво и полагает, что единственный выход – ждать легальной переправы для студентов «на тот берег». Девушка резюмирует: «Если я решу уехать правдами или неправдами, то, боюсь, вставлю палки только в свои колеса».
Арсений СТАКАНОВ