Портрет на фоне потерь, лишений и побед
Почему владелица сети супермаркетов Наталья ЛАПШИНА решила пожертвовать личным комфортом и хватит ли у нее сил справиться с ответственностью?
Посмотришь на эту женщину и в жизни не скажешь, что она обладает твердым характером и несгибаемой волей, которые редко встретишь у брутальных мужчин. Она победила многолетнюю тяжелую болезнь, справилась с угрозой похищения ребенка, стояла на краю жизни и смерти, перенесла тяжелую операцию без наркоза и обезболивающих... А еще вырастила троих детей и построила свое крупное дело. Вот как закалялась сталь характера Натальи Лапшиной – весьма важной фигуры костанайского бизнеса, о которой прежде почти не писала пресса.
Имя Лапшиной оказалось на слуху во время недавних выборов в региональную Палату предпринимателей. Выступив с яркими программными заявлениями, она вызвала к себе и своим мыслям живой интерес. Но кто она такая по жизни? И вообще откуда взялась?
Из болезни ...
Детские воспоминания Натальи о семье таковы: жили, как все. Может, чуть-чуть труднее приходилось. Мать растила ее без отца. Но был дедушка – отставной военный, который приучил внучку к дисциплине.
С самых ранних лет она мечтала стать фигуристкой, но секции такой в Костанае не было, и Наташа записалась на конькобежный спорт. Ежедневно в любую погоду она шла с дедом на стадион и наматывала круги – бегала на коньках по треку или без них вокруг спортивного сооружения. Быстро достигла успехов, ее прочили в чемпионы. Но случилась травма.
В 10 лет Наташа сильно повредила ногу. На ее беду диагноз был поставлен неправильно, и ребенка, по сути, залечили. Около года она провела в гипсе, который наложили почти на все тело. А когда его сняли...
– Все оказалось ужасно, – вспоминает Наталья. – Никакого выздоровления не наступило, все стало только хуже. И маме сказали: у вашей дочери саркома, нужна ампутация ноги.
Представьте только на миг, каково услышать такой приговор в 10-летнем возрасте! Непонятно откуда у членов этой обычной советской семьи взялись силы сопротивляться. Они не сдались. Не поверили в то, что все кончилось. Начали борьбу. Наташа помнит, как говорила самой себе: не раскисай, держись.
Мать заболевшей спортсменки буквально силком вырвала ее из кустанайской больницы и повезла в Москву. Силы, возможности, скромные средства семьи – все было брошено на спасение дочери. И произошло чудо, одно из тех рукотворных чудес, которые не раз еще будут сопровождать Лапшину в течение жизни.
Мама добилась приема в экспериментальном научно-исследовательском отделении крупной клиники ЦИТО. Врачи предложили ей по тем временам (да и сейчас!) уникальный способ лечения: заменить пораженный опухолью участок тазобедренной кости фрагментом, взятым из голени, а изъятую кость вырастить, синтезировать с помощью специального аппарата.
Никто не давал никаких гарантий. Впрочем, никто их не требовал. Врачи рискнули. Наташа и ее мама доверились. И победили!
– По итогам моего лечения врачи защищали диссертации, – говорит Лапшина. – Мой хирург впоследствии был приглашен в престижную американскую клинику. А когда спустя много лет меня увидел один из докторов, который участвовал в той операции, он поначалу дар речи потерял! Поверить не мог, что я веду активный образ жизни, что сама выносила и родила троих детей.
Несомненно, столь тяжкое испытание, свалившееся на хрупкие детские плечи, воспитало характер Натальи. Она говорит, что еще тогда научилась терпеть и бороться, верить и ждать. И теперь может выдержать многое, если не всё...
Из нищеты ...
– Как мы жили? Трудно. Впроголодь. Да как все, – вспоминает Лапшина о перестроечных временах. – Я вышла замуж, и обитали мы в мамином частном домишке на земле, с огородом. Все в стране разваливалось на глазах. Я рано поняла, что никто нам не поможет, если сами не возьмемся за свое благополучие. Стране мы оказались не нужны, и я подумала: все равно справимся.
К тому времени она из-за беременности была вынуждена перевестись из Омского технологического института на учебу в родном городе. Но как здесь жить? Все остановилось, промышленные предприятия уничтожены. Нет ни денег, ни работы.
Наталья заметила, что в тогдашнем Костанае многие перешли на натуральное хозяйство, появился большой спрос на огородную рассаду. Беременность не стала для нее помехой, и Лапшина покрыла рассадой помидоров и перцев всю придомовую землю. Но бизнеса у нее тогда не вышло.
– Я не могла продавать – стыдилась! – вспоминает Наталья с улыбкой. – В итоге раздала друзьям, соседям и знакомым все, что вырастила. На другой год вышло практически так же. А потом я поняла, что, раз не получается, нужно менять вид деятельности, делать прорыв.
Наталья стала зарабатывать шитьем, тем более что у нее был опыт работы в ателье. Незаметно для себя влилась в едва народившееся в государстве кооперативное движение. Стала шить брюки и юбки, вышивать на них лейблы и сдавать в отделы ЦУМа. Дело пошло!
– Я все умею кроить и шить, отлично вышиваю, – говорит Лапшина. – Первые хорошие заработки у меня появились исключительно благодаря ручному труду. А потом мой брат попросил меня помочь продавать напитки на базаре – лимонад, кока-колу... Так и втянулась. Взяла в долг партию товара, которая разошлась буквально за три дня. В итоге я оказалась с заработком и без долгов.
Наталья до сих пор вспоминает, как она пряталась от знакомых под прилавком, когда начинала работу на базаре.
– Боже, как мне было стыдно! Сейчас это сложно объяснить, но для нас тогдашних, воспитанных совсем в других координатах ценностей, пойти на рынок торговать означало позор. Но у меня не было иного выхода. Жить в нищете, обрекать свою семью на голод ради собственной гордости не по мне. А справиться с этим я смогла благодаря... библиотеке имени Толстого!
Глубокий психологический раздрай привел Лапшину в это заведение, где она решила почитать спецлитературу о товарах, которые приходилось продавать.
– Я хотела знать, как варят шоколад, как делают лимонад, как производят спирт... Какой товар следует считать качественным, а какой – низкопробным. И я обратилась к сотруднице читального зала с просьбой подобрать мне соответствующую литературу. Мы разговорились. Она сразу заметила, что я чувствую себя неуютно, когда говорю о своей работе. Представьте себе, библиотекарь буквально одной фразой вывела меня из того состояния! Она сказала: «Почему ты стыдишься? Ты же не воруешь!» – и все мои комплексы как рукой сняло.
Из грязи в князи
Эта фраза обычно звучит уничижительно. Так говорят о людях, которые совершенно незаслуженно вдруг оказываются на вершине житейских благ, оставшись при этом нищими духом. Но если отбросить отрицательный окрас выражения, то выходит, что практически каждому, кто смог чего-то добиться в жизни, пришлось выбираться из своего болота – житейского ли, географического...
По большому счету, все это истории золушек. Истории успеха. Те самые истории, на которые всегда есть самый большой читательский спрос. Потому что очень многие мечтают о том, чтобы тыква превратилась в карету, домовые мыши – в лимузин, а хибара с закопченным очагом – в роскошный замок. Но мало кто понимает, как добиться желаемого. История Лапшиной – из того самого разряда сказок наяву. Но какой же высокой ценой далась ей «сказка»!
– Никогда не забуду, как уже на этапе появления собственного оптово-розничного предприятия столкнулась с наездами братков, – говорит Наталья. – Мой продавец, когда это началось, испугался, спасовал. Стал отдавать им деньги, товар... Я не сразу узнала, что происходит. А когда поняла, не побоялась все это прекратить. И тогда со мной решили разговаривать по-другому. Предупредили: мы знаем весь твой график, когда и куда ты ведешь своих отпрысков, где они гуляют...
Расчет преступников оказался ошибочен: опасность для детей Наталья восприняла с настоящей отвагой. Это чувство наверняка было сродни тому, что испытала ее мать в момент страшной болезни, перенесенной Наташей в детстве. С той же решительностью она кинулась на защиту семьи.
– Когда рэкетир разбил перед моим лицом бутылку и, угрожая «розочкой», сказал, что перережет мне горло, я с места не сдвинулась, – вспоминает Лапшина. – Я произнесла ровным голосом слова, которые он никак не ожидал услышать: «Вы не сможете этого сделать. Вам совесть не позволит. А я не уйду и ничего вам не дам». Он так растерялся, что действительно не смог со мной справиться. Потом, конечно, друзья включились, поддержали меня. Общими усилиями победили напасть...
Жизнь – борьба
– А ведь действительно не припомню, чтобы что-то мне далось легко, само шло в руки, – улыбается Лапшина. – Видимо, поэтому для меня очень ценно все, чего удалось достичь. Просто я редко сомневалась в том, что решила сделать. Если уж пошла по какой-то дороге, иду не сворачивая, добиваюсь поставленной цели.
Лапшина строила свое дело поэтапно. Начав с маленькой торговой точки, постепенно она пришла к пониманию: нужны свои торговые площади.
– Знаете, мы долгое время жили рядом с магазином «Бородинский», и так он нам нравился, что мы всегда говорили примерно так: «Идем в наш магазин!», «Купи молока в нашем магазине»... А однажды совершенно случайно узнали, что он продается. И поняли: нельзя, чтоб он стал чужим, нельзя, чтобы испортился. Встретились с владельцами, сошлись по цене. В банке вопрос с кредитом решился удачно. Я рискнула тогда! И сейчас вижу: не зря.
В самом начале было очень трудно. К тому же отважилась на третьего, позднего, ребенка – сына... Я реально рисковала жизнью. В момент родов ситуация возникла настолько острая, что счет пошел на секунды. Врачи, чтобы спасти жизни – мою и ребенка – не успевали сделать анестезию. Меня разрезали на хирургическом столе без наркоза. Я слышала, как под скальпелем скрипит кожа... А боли, наверно, от шока почти не ощущала. Я об одном лишь тогда думала – что не успела попрощаться с дочерьми и что очень хочу увидеть живого и здорового сына. Мне повезло. Все получилось... Пришла в себя – и стала работать с утроенной энергией. Все-таки «Бородинский» тогда стал одним из первых супермаркетов в Костанае. Я очень рада, что удалось оставить его магазином, который продолжают любить многие.
Без мохнатой руки
– Я родилась в Костанае и жила здесь всегда, – объясняет причины своего выхода из тени, желания помогать коллегам и заниматься общественной деятельностью Наталья. – Родина для меня – это не громкие слова, не пафос. Это место, где должно быть легко и комфортно, откуда не хочется уезжать. Ну вот как квартира, в которой живешь: заезжаешь в голые стены и начинаешь ремонт, расставляешь какие-то уютные памятные вещи, украшаешь цветами и картинами... И постепенно твое жилье становится отражением тебя, твоего характера. Вас уже трудно разъединить! Так же с работой.
Кстати, видели бы вы, как Лапшина обустроила свой рабочий гендиректорский кабинет: стол, кресло, шкаф для бумаг, кондиционер, картина на стене – все! Как раз хватило, чтоб заполнить маленькую комнатушку площадью 6 квадратных метров. Хозяйка объясняет: «Так уютнее». Большой кабинет отдан юристам и бухгалтерам фирмы: «Им нужнее и удобнее».
– И все же зачем вам понадобилось членство в региональной Палате предпринимателей? Вам в жизни мало нагрузки?
– Не считала никогда, сколько на меня валилось тягот и обязанностей. Бог дает ровно столько, сколько человек в силах выдержать. Просто, знаете, наступает в жизни момент, когда нужно задуматься, для чего живешь. Только ли для себя и своей семьи? Только ли для создания личного комфорта? Или твоих авторитета и опыта не хватает людям, и ты можешь стать им полезной? Я ответила для себя на этот вопрос, потому что поняла: заниматься строительством карьеры в личных целях – пустое дело, хоть оно и приносит деньги. А вот если вести общественную деятельность, то она обязательно уравновесит, сбалансирует твои профессиональные победы. И тогда они станут полезными не только для тебя, но и для многих.
Лапшина стремится к высотам в новом для нее деле. Ей не впервой. Историей собственной жизни она не раз доказала: успех возможен. Стоит только захотеть. И не бояться работать.
Стас КИСЕЛЁВ
Фото Олега СЫТНИКА