В Костанае всего полгода как действует уникальное для региона отделение – реабилитационное для детей, больных ДЦП. История его открытия – яркий пример воли. Детей, родителей, врачей и всех костанайцев.
Начать с себя
Главврач городской детской больницы Асия Байменова ведёт нас по коридорам.
– Видите, на стенах и дверях мультяшки, игрушки под потолком, даже на полу – цветы. Это всё врачи придумывали и делали. Как и сами они вытягивали стены, белили, красили. Мы понимали: чтобы сохранить отделение – надо постараться и самим. А потом, дети не должны здесь себя чувствовать как в больнице. Потому и постельное белье, шторы у нас яркие, кондиционеры в палатах. А в день выписки для детворы проводим концерт с ростовыми куклами. Врачи и этой роли не чураются! Словом, я очень горжусь своими коллегами, от санитарки до заведующей.
За разговором не заметили, как подошли к огромному аквариуму. Его из дома принесла в отделение Асия Байменова. Вместе с рыбками. В том числе и золотой. Возле нее теперь то и дело озвучиваются заветные желания маленьких пациентов. О чем просят? Конечно, о здоровье.
Дядя Марс и цветные шары
– Говорят, у вас ребенок после тренажера Гросса ходить начал?
– А другой, наоборот, научился останавливаться, – смеется Асия Кожановна. – Проблема была: бежит, пока об стену не ударится. А тут после занятия выбегает и... стоп посередине коридора. Мы разве что не аплодировали. Долгожданный тренажер Гросса с ходу дает результаты. Спасибо за это проекту «Жизнь на ладони». Вы нас поддержали и словом, и делом. И отделение отстояли, и коллектив, и деньги на тренажер собрали.
Тренажер в Костанае устанавливал лично его автор, основатель Российского научно-практического центра физической реабилитации детей-инвалидов Юхан Гросс. Еще он дал мастер-класс Марсу Акпаленову. И теперь этот 23-летний парень занимается с костанайской детворой на знаменитом тренажере. Его здесь называют «находкой».
– Я вообще-то в пединституте тренер по пауэрлифтингу и тяжелой атлетике. Узнав же про это отделение, решил прийти. А когда результаты пошли – душа ликовала. Пусть маленькая, но победа, здесь должна быть у каждого малыша. Я всё, что смогу, для этих детей сделаю. Говорю: давай, парень, давай, покажи, какой ты сильный – и мальчишка в креплении неистово боксирует по мату на стене. А другой делает первый шаг, а там и второй, и третий…
Маленькие пациенты сюда попадают но направлению невропатолога из всех районов области. Лечение абсолютно бесплатное, как и питание, и проживание. Курс массажа, его навыкам здесь учат и мам. Занятия на тренажере Гросса, ванна с гидромассажем, лечебная физкультура, компрессионный костюм, соляная шахта с солью с Иссык-Куля… А еще занятия с опытным логопедом-дефектологом, включая массаж языка. И купание в сухом бассейне. Ныряя в море ярких шаров, детвора неустанно ищет черный шар. Но его там нет. И не будет, уверены врачи. Это лишь стимул. Достижениями становятся шары только яркие.
Наша Балшекер
– Мы стараемся, чтобы дети на время забыли о недуге. В целом же я вам скажу: и мамы здесь находят подруг, единомышленниц. Начинают дни рождения вместе отмечать, после выписки общаются.
В свободное от процедур время в отделении все корпят над поделками по методике Монтессори. Так появляются картины из макарон, рамки для фотографий из гречки, цветы из пластиковых бутылок и, конечно, новогодние гирлянды-цепочки из цветной бумаги.
– Мы фотографию каждого ребенка закрепляем на стене. Оформленную тоже по методике Монтессори. Это для того, чтобы дети знали: они навсегда в наших сердцах.
Пока мы говорим, по коридору нарезает круги девчушка, опираясь на инвалидную коляску. Спрашиваем, как зовут девочку. И удивленно окликаем, узнав имя.
– Балшекер?!
– А я вас сразу узнала, – отзывается 13-летняя Балшекер Кстауова, которая этим летом, благодаря проекту «Жизнь на ладони», прошла курс лечения на аппарате «Локомат» в Астане. Помните, мы писали, что она ходила вприсядку? А теперь вот так, бегом и в полный рост.
Мечты
Вот бы и в Костанае установить «Локомат». Это робот, помогающий телу ребенка осваивать навыки ходьбы. И, конечно же, как всякое хорошее оборудование, он стоит дорого. Впрочем, после Гросса верится во многое.
– Хочется действительно многого. Мечтаем о сотрудничестве с нашими бизнесменами. Чтобы сенсорную комнату оснастить, где будет звездное небо, мягкие стены – для развития органов чувств детей. Да и двор бы к лету надо обустроить. Кстати, на днях у нас стартует ипотерапия. Лошадей руководитель одного КХ, он просит его не называть, выделит вместе с обученным персоналом. Думаю, когда во дворе больницы появятся лошадки, детвора будет в восторге. Ну а польза этого метода в лечении детей, больных ДЦП, доказана давно.
Ёлка!
В отделении весело. Здесь много шутят, угощают друг друга и много улыбаются. Лёша как-то выделялся среди детворы. Оказалось, он здесь без мамы. Вот и опекают его все как сына полка. А он, ожидая кислородный травяной коктейль, деловито общался:
– Я вообще-то из Красносельского! Мама не смогла поехать, я же не один в семье. Потому самостоятельный ребенок. Да, есть брат. Но он собак боится. А я не боюсь. Еще у нас есть сестренка. Мне именно синюю кружку. Ее мама купила. Я только из нее пью.
Лёшка, допивая коктейль, перевернул кружку вверх дном. А на дне одно слово – «Любовь». Все взрослые расплылись в улыбке. А мальчишка, опустошив мамину кружку, недоуменно выдал: «Тоже коктейль хотите? Берите. Его всем можно».
Лёша признался, что с новогодним заказом еще не определился. Но врачи нам раскрыли секрет – подарки готовы. Только вот ёлки большой нет. Лишь настольная. А праздник на носу. И хоровод такой дружной компании, ой, как нужен.
P.S. С нового года в этом отделении вместо прежних 15 будет уже 30 коек.